В этом году Русская православная церковь будет отмечать большой праздник - столетие со дня прославления святого преподобного Серафима Саровского. Недавно правительство приняло специальное распоряжение о подготовке к нему. Мы беседуем об этом событии с епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
- Владыка Георгий, по поводу церковного праздника появилось специальное распоряжение правительства. В чем дело? Вам не хватает средств? Вы обеспокоены малой общественной значимостью праздника?
- День памяти святого преподобного Серафима Саровского, столетие со дня его прославления - особенный праздник. Если мы думаем о возрождении народа и государства, этот день очень важен. В нем можно почерпнуть духовные силы. И это повод окунуться в то пространство, что называлось Православной Русью. Преподобного Серафима Саровского чтут на всей земле. А наше общество забывает о жемчужине, которую имеет. Я считаю, что говорить об этом празднике - наша просветительская, духовно-нравственная миссия.
- Прославление преподобного Серафима Саровского зависело от решения последнего российского императора. Оно натыкалось на некоторое сопротивление - уж больно неканоничен был образ преподобного.
- Канонизация преподобного не была каким-то самовольным решением, прихотью или экзотикой. Де-факто для всей верующей России он был святым, народ знал о бесчисленном количестве творимых им чудес. Все это тщательно проверялось комиссиями.
- Давайте объясним читателю, что за тип личности, говоря мирским языком, или что за образ святости явил собой прославленный в начале века святой? Кто такой Сергий Радонежский в нашей культуре - не надо объяснять. Кто не читал житие, наверняка читал повесть Бориса Зайцева. А Серафим Саровский - иной образ, иная личность. Не рискну сказать внеисторическая, но помните давнее замечание: Серафим Саровский был современником Пушкина, и они друг о друге всего скорее даже не слышали.
- Святые в обычном представлении далеко и высоко. Преподобный Сергий и преподобный Серафим невероятно близки каждому человеку. Любого приходящего к нему св. Серафим Саровский встречал словами "Радость моя". К нему и сейчас надо идти как к родному. Он не чей-то, он мой. Это такая неброская красота внутреннего мира, удаленного от всех внешних эффектов. Серафим Саровский определил, в чем для верующего смысл и цель жизни, - в стяжании Святаго Духа.
- Когда мощи преподобного возвращались в Дивеево, паломников было море.
- Цифры приводят разные, некоторые называют 500 тысяч. Кормили тогда народ при помощи военно-полевых кухонь. Сейчас мы тоже думаем, как развернуть палаточные городки, как прокормить людей.
- Что сейчас делается в Дивееве?
- Задуман очень большой комплекс работ по восстановлению святынь. И церковь св. Серафима Саровского, и келейка его, и святая канавка должны быть восстановлены.
- Я три года назад в Дивееве ходила по канавке.
- Да нет, это вы ходили по дорожке над канавкой, а теперь восстанавливается сам ров.
- Как к этому относятся местные люди? Для восстановления канавки придется сносить частные постройки.
- Непросто. Всякое святое дело без терниев не обходится.
- Откуда вы берете средства для восстановления святынь, переноса построек?
- Государство в этом пока никак не участвовало. Мы восстанавливаем святыни на пожертвования частных лиц и организаций. Но сейчас область и Приволжский округ стараются нам помочь в благоустройстве подъездных путей, например.
- На сайте епархии вы много пишете о хозяйственных хлопотах. Мне почему-то показалось, что Путин на праздник приедет.
"Известия.ru", 1 апреля 2003 г.
[вся статья]