Кирилл Михайлов
В воскресенье завершился недельный визит Патриарха Румынской Православной Церкви Феоктиста в Рим. Как сообщается в официальных источниках, этот визит был ответом на визит римского понтифика в Румынию в 1999 году. Однако помимо этикетной стороны встреча предстоятелей двух Церквей была в значительной степени посвящена проблеме экуменического диалога.
На фоне серьезно ухудшившихся отношений с Русской Православной Церковью Рим ищет новые возможности для развития межхристианского диалога. Выбор Румынской Церкви в качестве партнера для такого диалога неслучаен. Из всех народов, язык которых восходит к латинскому, только румыны не оказались под властью Папы. При этом исторически и культурно румыны теснее, чем другие православные народы, связаны с латинским Западом. Именно Румыния стала первой православной страной, которую посетил Иоанн Павел II.
Патриарх Феоктист приехал в Рим с представительной делегацией, в состав которой вошли три митрополита и один архиепископ. Это уже не первый визит румынского патриарха в Ватикан. Впервые он побывал здесь в 1984 году еще в сане митрополита, а затем – в 1987 году вскоре после своей патриаршей интронизации.
Накануне визита патриарха Феоктиста в Рим президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер заявил, что встреча двух церковных лидеров может стать «шагом на пути к единству». «Это событие получит широкий отклик, поскольку Православная Церковь Румынии является символическим «мостом» между латинским и византийско-славянским мирами». При этом кардинал Каспер отметил, что упомянутое «единство» для католиков не есть «поглощение» Православных Церквей, оно предполагает «уважение к их литургической, духовной и дисциплинарной традиции».
Поскольку одной из главных причин Великой схизмы (окончательного разделения Западной и Восточной Церквей) в 1054 году были богословские разногласия, логично было бы ожидать развития диалога именно в этом направлении. Однако в ходе визита Румынского Патриарха в Рим обе стороны делали упор на необходимости христианского воссоединения, не уточняя, каким именно способом оно может быть достигнуто.
Обращаясь в воскресенье к Патриарху Феоктисту с торжественной речью, Папа отметил, что «через принятие Крещения мы все составляем единое Тело Христово, но, к сожалению, разве иногда мы не отвергаем это приглашение? Наше взаимное разделение противно Его воле». В ответной речи Румынский Патриарх подчеркнул, что христиане «должны совместно выступить с призывом к святости христианской жизни в осуществлении христианского единства».
В совместной декларации Папы и Патриарха, подписанной по итогам визита, говорится, что состоявшаяся встреча должна «служить примером: братья должны встречаться снова и снова, чтобы устанавливать мир, вместе размышлять и достигать согласия». В документе затрагивается вопрос католической проповеди Евангелия в православных странах с оговоркой, что Московский Патриархат называет это «прозелитизмом». Папа высоко ценит служение Православных Церквей «в странах, где они существуют столетиями», и подчеркивает, что Католическая Церковь «хочет помогать и сотрудничать в этой миссии, осуществляя свое пастырское служение со своими верными чадами и с теми, кто свободно приходит к вере».
По мнению Иоанна Павла II, имеющиеся недоумения могут быть разрешены только в «братском и открытом диалоге». Поэтому понтифик предложил создать рабочую структуру, которая способствовала бы «общению и регулярному обмену информацией» между католиками и православными. Сходная по своим задачам структура – Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Католической Церковью и Православными Церквами – завершила свою работу два года назад.
Предстоятель Румынской Православной Церкви критически отозвался о «соревновании», которое иногда становится совершенно очевидным в отношениях между христианами, что приводит к «разочарованию и недоверию». Тем не менее, Патриарх Феоктист подтвердил намерение румынских христиан «усердно трудиться для достижения единства Церкви». Однако доброй воли одной только Румынской Православной Церкви явно недостаточно для развития межхристианского диалога. Как показала встреча Румынского Патриарха и Папы, Ватикан не изменил своей позиции по вопросу о католическом присутствии в России. Серьезные осложнения в отношениях Ватикана и Москвы сегодня являются, пожалуй, одним из главных препятствий в движении католиков и православных к навстречу друг другу.
[14.10.2002]