Проект "Культовые сооружения" художников Ольги и Александра Флоренских осенью прошлого года показывался в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. Теперь его можно увидеть в Галерее Марата Гельмана в Москве. Тринадцать объектов, созданных из антикварных ящичков, шляпных коробок, рукомойников и прочей утвари, представляют собой модели храмов различных религий.
"Все имеющиеся совпадения случайны", оправдательно заявляет текст авторов. Для пущей политкорректности можно было лишить объекты подписей, чтобы возмущенные верующие, если таковые снова возникнут вблизи галереи Гельмана, терялись в догадках, какой именно объект оскорбляет их религиозные чувства и разжигает в них межконфессиональную вражду. Напомню, что выставочную деятельность Марата Гельмана преследует непонимание со стороны православно-патриотически настроенных граждан. На прошлогодней ярмарке "Арт-Москва" некий молодой человек атаковал работу Александра Косолапова, находившуюся на стенде Гельмана, а выставочный проект "Россия-2", проведенный в Центральном Доме художника, выдержал судебное разбирательство, инициированное группой возмущенных коллег.
Тем не менее этикетки однозначно присваивают композиции из кофейника, термоса, конфетницы и мелких латунных предметов звание, например, мечети с минаретом, хотя и без подписи опознание не составило бы труда. Разве что в случае с антропософским храмом нечасто встречающимся даже в книгах типом здания архитектурные клише в памяти не отыскиваются. Вавилонская башня, православный храм, костел, зороастрийский храм, синагога, буддийская ступа и прочие сооружения на полный перечень экспозиция не претендует, однако широта религиозного спектра несколько больше привычного набора конфессий из газетных новостей.
Этикетки с подписями нужны еще и потому, что смысл всего происходящего лежит где-то около понятия "кунсткамера". А художники выступают здесь не в роли ищущих единственно верный путь спасения и даже не в качестве глумящихся атеистов. Они отстраненные наблюдатели и, вообще-то, говоря языком советского искусствоведения, формалисты. Александру и Ольге Флоренским просто нравится собирать старые вещи, загромождать ими свою дачу, а потом лепить из них удивительные объекты вроде якобы найденных проектов талантливого изобретателя-самородка или топографических карт Петербурга из палочек, трубочек и веревок.
По заявлению четы соавторов, этот проект является первым из новой серии экспозиций с общим названием "Универсальный музей Вильгельма Винтера": Александр и Ольга Флоренские затеяли вольную реконструкцию некоего кабинета редкостей, существовавшего, по их словам, в Санкт-Петербурге в конце XIX века. Добродушные, как и положено "митькам" (а Александр Флоренский один из отцов-основателей этого легендарного питерского сообщества), художники умудряются даже столь острую на текущий момент тему, как многообразие мировых религий, обыграть невинно и с лукавой усмешкой. Любовно, с теплом подобранный материал и почти тактильное удовольствие от нагромождения старых вещей, латунных деталей, простых форм сводят на нет всю потенциальную провокативность затеи. Становится ясно, что "митьки" по-прежнему "никого не хотят победить". Только марка политтехнолога и галериста Марата Гельмана, под которой происходит выступление питерских художников в Москве, заставляет от умиления переходить к размышлениям о свободе совести. Точнее о ее последствиях.
18.04.2006
Источник: Газета