29 марта в музее-библиотеке Н.Ф. Федорова прошел семинар "Н.Ф. Федоров и христианство", представлявший собой выступление Бориса Кнорре, сотрудника проекта "Энциклопедия религиозной жизни России", и критику его доклада со стороны приверженцев Федорова и его философии "общего дела".
Выступавший посвятил свой доклад констатации идей Федорова, противоречащих христианскому учению, и сделал вывод о том, они выводят философию "общего дела" за пределы христианства. Однако нравственное учение Федорова, его "пафос преодоления розни в мире", докладчик признал христианской идеей, подчеркнув, что здесь есть чему поучиться даже самим христианам.
Борис Кнорре начал с того, что изложил принципы философии Федорова, принципиальные для его нетрадиционного понимания христианства, в частности, вопрос о воскрешении, о родовом единстве и трактовку культа предков, а также коснулся биографических особенностей философа, которые, по мнению докладчика, заставили Федорова сформировать на материале христианства свою специфическую систему.
Докладчик подчеркнул, что культ предков для Федорова – не больше, не меньше, как первичная основа всякой истинной религии, при этом, задача воскрешения всех ушедших поколений для него "не только альфа и омега, но и вита и все другие буквы алфавита, словом, все". "При этом мыслитель нигде не говорит о каком-либо загробном существовании. А постулируя возможность воскрешения научными средствами, Федоров вынужден апеллировать научно-познаваемыми понятиями, - отметил докладчик. - "Воскресительный проект" Федорова просто выпадает из спиритуалистической плоскости, а это ведет, в свою очередь, к отказу от многих христианских концепций: бессмертия души, учения об ангельском мире".
По мнению Бориса Кнорре, в таком контексте "проект" Федорова обнаруживает свою непреложную логику – "если "там", за гробом, ничего нет, то нужно возвращать предков "сюда"". В той же связи Федоров практически не говорит о влиянии святых на земную жизнь и вообще о какой-либо связи с "небесной Церковью", - констатировал Кнорре.
- Да Вы слишком много чести делаете спиритуализму, ? заметил критику Федорова кандидат биологических наук Б.Г. Режабек. "Неразрывность тела, души и духа – это непреложный принцип христианской антропологии, который просто очень важен для Федорова. Не надо забывать, что спиритуализм, учение о бессмертии души – не есть сущность христианства", - констатировал Режабек, а душа - "крайне неопределенная категория".
"Портал–Credo.ru", 1 апреля 2003 г.
[вся статья]