Еще совсем недавно вопрос "А ты в бога веришь?" вызывал у студента или школьника в лучшем случае скептическую усмешку. В стране победившего атеизма вряд ли могло быть иначе. Когда все успело измениться и насколько радикально об этом рассказывает Анна Здор, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ.
Анна Владимировна, сколько молодых жителей Приморья верят в Бога?
Специальных социологических исследований не проводилось, поэтому можно судить, исходя из тех данных, которые имеются относительно России в целом, например, Института комплексных социальных исследований РАН от 2003 года. Рост религиозности налицо. Около 45 процентов опрошенных молодых людей заявило о своей вере в бога, что почти в четыре раза больше, чем в конце 70-х годов. Около 9 процентов молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы (в конце 70-х таких было в 2, 5 раза больше).
У нас в крае много религиозных организаций?
Около 300 зарегистрированных и примерно столько же незарегистрированных.
Старики или молодежь основной контингент?
Это зависит от характера самой организации. Традиционные конфессии, как правило, предъявляют достаточно строгие требования к уровню нравственной жизни человека, имеют разработанное вероучение, опираются на многовековые традиции, предполагающие определенный жизненный уклад. Поэтому сюда чаще приходят взрослые люди, уже имеющие жизненный опыт и достигшие некоторой духовной зрелости. Нетрадиционные религиозные организации привлекают более молодых (18-25 лет), поскольку проповедуемые ими учения чаще всего являются достаточно примитивными и эклектичными, здесь от человека не требуется серьезной внутренней работы, но зато много внимания уделяется общению, совместному проведению досуга.
Какие методы вовлечения молодежи в нетрадиционные религиозные организации используются чаще всего?
Самые разные от морально-психологического воздействия до материальной заинтересованности. Сектанты часто используют прием так называемой бомбардировки любовью особенно по отношению к тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, испытывает психологические или бытовые трудности. Человека окружают повышенным вниманием, льстят ему, всячески демонстрируют расположение.
Псевдорелигиозные организации обещают быстрое и окончательное решение всех жизненных проблем обретение материального благополучия, здоровья, счастья, избавление от комплексов, одиночества... В обществе потребителей, которым мы стали, заверения в гарантированном спасении, не требующем от человека особых усилий, привлекают многих. Есть секты, где используются методы прямого контроля сознания посредством многократного повторения одних и тех же слов, элементов гипноза, погружений в измененные состояния сознания.
Располагая значительными финансовыми ресурсами, нетрадиционные религиозные организации имеют возможность внедряться в образовательные и воспитательные учреждения, детские дома и интернаты под предлогом оказания гуманитарной помощи. Еще один способ вербовки организация разного рода курсов, лекториев, тренингов, например, по изучению иностранных языков, восточной культуры, психологических практик. Многие секты действуют под "медицинским" прикрытием, в частности, обещая исцеление от наркомании. Связь с зарубежными центрами позволяет им устраивать для своих членов поездки за границу, что тоже в глазах многих молодых людей выглядит весьма привлекательно.
Новые религиозные культы представляют опасность?
Секты наносят прямой вред духовному, психическому, а порой и физическому здоровью людей. Тот факт, что кто-то чувствует себя в секте комфортно, сам по себе ни о чем не говорит: ведь и наркоману под кайфом хорошо. Методы контроля сознания, которые используются в сектах, могут приводить человека в состояние эйфории, но в конечном счете ведут к тому, что он утрачивает способность объективно воспринимать окружающую его реальность, деградирует как личность. Членство в секте может вести к нарушению семейных связей, резкому ухудшению отношений с родственниками и друзьями. Нередко нетрадиционные религиозные организации используют своих членов для коммерческой деятельности.
В каком возрасте парни и девушки наиболее подвержены влиянию таких организаций?
Как правило, в 17-19 лет. Это время исканий, связанное с окончанием школы, поступлением в институт, поисками работы. У них очень сильны юношеские комплексы, обострены потребности в общении, что конечно же используют миссионеры. Часто в секты попадают студенты, которые приезжают во Владивосток учиться, оказываются в непривычной среде и чувствуют себя неуверенно. Студенческое общежитие это очень удобная миссионерская площадка.
Можно ли повлиять на ситуацию, уберечь ребят от такого воздействия?
Прежде всего нуждается в серьезном совершенствовании законодательство о религии. Именно непроработанность многих его аспектов и создает почву для деятельности деструктивных религиозных организаций. Конечно, этот вопрос должен решаться, в первую очередь на федеральном уровне, но многое можно было бы сделать и в масштабах края. Например, разработать и принять закон Приморского края о духовной и информационной безопасности.
Наиболее действенная профилактическая мера это просветительская работа. Именно массовая религиозная неграмотность привела к тому, что в условиях открывшейся "религиозной свободы" у очень многих выбор веры является совершенно случайным, не опирается на знание истории религии, этики, культуры. В секты гораздо чаще попадают не те, кто прежде был сознательным и активным последователем какой-либо традиционной религии, а те, кто до этого вообще никакого представления о религии не имел. Противодействие нашествию сект не может сводиться к их критике. Необходимо распространять и позитивные знания о традиционных религиях. Религиозная грамотность позволит объективно оценивать религиозные и псевдорелигиозные "новообразования".
Анна Владимировна, число религиозной молодежи в целом по России и в частности в Приморье уменьшается или растет?
Наблюдается устойчивая тенденция роста. Показателем роста интереса является открытие во многих российских вузах факультетов теологии. В храмах с каждым годом становится все больше молодых прихожан, постепенно снижается средний возраст и священнослужителей. Правда, Приморский край в этом отношении значительно уступает центральным регионам России, что объясняется рядом обстоятельств. Территория Приморья осваивалась переселенцами, то есть людьми, заведомо более склонными к отступлению от традиций, чем к следованию им. Сказывается и то, что восстановление церковной жизни на территории Приморья началось сравнительно недавно в 1991 году. Тем не менее и в Приморье рост интереса молодежи явственно ощутим, о чем говорит хотя бы успешное развитие отделения теологии и религиоведения в ДВГУ.
Представители каких конфессий учатся в ДВГУ?
Мормоны, неопятидесятники, пресвитериане, кришнаиты, мусульмане... Но преобладают, конечно, православные.
25.04.2006
Источник: Владивосток (Владивосток)