ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Грамотного в секту не заманишь

Анна Акулич :: 26 апреля 2006

Еще совсем недавно вопрос "А ты в бога веришь?" вызывал у студента или школьника в лучшем случае скептическую усмешку. В стране победившего атеизма вряд ли могло быть иначе. Когда все успело измениться и насколько радикально – об этом рассказывает Анна Здор, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ.

– Анна Владимировна, сколько молодых жителей Приморья верят в Бога?

– Специальных социологических исследований не проводилось, поэтому можно судить, исходя из тех данных, которые имеются относительно России в целом, например, Института комплексных социальных исследований РАН от 2003 года. Рост религиозности налицо. Около 45 процентов опрошенных молодых людей заявило о своей вере в бога, что почти в четыре раза больше, чем в конце 70-х годов. Около 9 процентов молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы (в конце 70-х таких было в 2, 5 раза больше).

– У нас в крае много религиозных организаций?

– Около 300 зарегистрированных и примерно столько же незарегистрированных.

– Старики или молодежь – основной контингент?

– Это зависит от характера самой организации. Традиционные конфессии, как правило, предъявляют достаточно строгие требования к уровню нравственной жизни человека, имеют разработанное вероучение, опираются на многовековые традиции, предполагающие определенный жизненный уклад. Поэтому сюда чаще приходят взрослые люди, уже имеющие жизненный опыт и достигшие некоторой духовной зрелости. Нетрадиционные религиозные организации привлекают более молодых (18-25 лет), поскольку проповедуемые ими учения чаще всего являются достаточно примитивными и эклектичными, здесь от человека не требуется серьезной внутренней работы, но зато много внимания уделяется общению, совместному проведению досуга.

– Какие методы вовлечения молодежи в нетрадиционные религиозные организации используются чаще всего?

– Самые разные – от морально-психологического воздействия до материальной заинтересованности. Сектанты часто используют прием так называемой бомбардировки любовью – особенно по отношению к тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, испытывает психологические или бытовые трудности. Человека окружают повышенным вниманием, льстят ему, всячески демонстрируют расположение.

Псевдорелигиозные организации обещают быстрое и окончательное решение всех жизненных проблем – обретение материального благополучия, здоровья, счастья, избавление от комплексов, одиночества... В обществе потребителей, которым мы стали, заверения в гарантированном спасении, не требующем от человека особых усилий, привлекают многих. Есть секты, где используются методы прямого контроля сознания – посредством многократного повторения одних и тех же слов, элементов гипноза, погружений в измененные состояния сознания.

Располагая значительными финансовыми ресурсами, нетрадиционные религиозные организации имеют возможность внедряться в образовательные и воспитательные учреждения, детские дома и интернаты под предлогом оказания гуманитарной помощи. Еще один способ вербовки – организация разного рода курсов, лекториев, тренингов, например, по изучению иностранных языков, восточной культуры, психологических практик. Многие секты действуют под "медицинским" прикрытием, в частности, обещая исцеление от наркомании. Связь с зарубежными центрами позволяет им устраивать для своих членов поездки за границу, что тоже в глазах многих молодых людей выглядит весьма привлекательно.

– Новые религиозные культы представляют опасность?

– Секты наносят прямой вред духовному, психическому, а порой и физическому здоровью людей. Тот факт, что кто-то чувствует себя в секте комфортно, сам по себе ни о чем не говорит: ведь и наркоману под кайфом хорошо. Методы контроля сознания, которые используются в сектах, могут приводить человека в состояние эйфории, но в конечном счете ведут к тому, что он утрачивает способность объективно воспринимать окружающую его реальность, деградирует как личность. Членство в секте может вести к нарушению семейных связей, резкому ухудшению отношений с родственниками и друзьями. Нередко нетрадиционные религиозные организации используют своих членов для коммерческой деятельности.

– В каком возрасте парни и девушки наиболее подвержены влиянию таких организаций?

– Как правило, в 17-19 лет. Это время исканий, связанное с окончанием школы, поступлением в институт, поисками работы. У них очень сильны юношеские комплексы, обострены потребности в общении, что конечно же используют миссионеры. Часто в секты попадают студенты, которые приезжают во Владивосток учиться, оказываются в непривычной среде и чувствуют себя неуверенно. Студенческое общежитие – это очень удобная миссионерская площадка.

– Можно ли повлиять на ситуацию, уберечь ребят от такого воздействия?

– Прежде всего нуждается в серьезном совершенствовании законодательство о религии. Именно непроработанность многих его аспектов и создает почву для деятельности деструктивных религиозных организаций. Конечно, этот вопрос должен решаться, в первую очередь на федеральном уровне, но многое можно было бы сделать и в масштабах края. Например, разработать и принять закон Приморского края о духовной и информационной безопасности.

Наиболее действенная профилактическая мера – это просветительская работа. Именно массовая религиозная неграмотность привела к тому, что в условиях открывшейся "религиозной свободы" у очень многих выбор веры является совершенно случайным, не опирается на знание истории религии, этики, культуры. В секты гораздо чаще попадают не те, кто прежде был сознательным и активным последователем какой-либо традиционной религии, а те, кто до этого вообще никакого представления о религии не имел. Противодействие нашествию сект не может сводиться к их критике. Необходимо распространять и позитивные знания о традиционных религиях. Религиозная грамотность позволит объективно оценивать религиозные и псевдорелигиозные "новообразования".

– Анна Владимировна, число религиозной молодежи в целом по России и в частности в Приморье уменьшается или растет?

– Наблюдается устойчивая тенденция роста. Показателем роста интереса является открытие во многих российских вузах факультетов теологии. В храмах с каждым годом становится все больше молодых прихожан, постепенно снижается средний возраст и священнослужителей. Правда, Приморский край в этом отношении значительно уступает центральным регионам России, что объясняется рядом обстоятельств. Территория Приморья осваивалась переселенцами, то есть людьми, заведомо более склонными к отступлению от традиций, чем к следованию им. Сказывается и то, что восстановление церковной жизни на территории Приморья началось сравнительно недавно – в 1991 году. Тем не менее и в Приморье рост интереса молодежи явственно ощутим, о чем говорит хотя бы успешное развитие отделения теологии и религиоведения в ДВГУ.

– Представители каких конфессий учатся в ДВГУ?

– Мормоны, неопятидесятники, пресвитериане, кришнаиты, мусульмане... Но преобладают, конечно, православные.

25.04.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама