Никольский храм
У хакасов Николай-угодник самый почитаемый святой. Ученый Н. Катанов писал: "Выше всех святых они почитают угодника Божьего Николая. Его иконы имелись почти во всех хакасских юртах, а в Николин день в церквах всегда бывало многолюдно. Иногда в юртах встречалась чайная этикетка с портретом, который неграмотные люди ошибочно принимали за образ Николая-угодника. Чай сюда поступал из чаеразвесочной фабрики Иркутска, на чайной этикетке имелся портрет хозяина фабрики, внешне походивший на святого".
В своей книге "К истории христианства в Хакасии" историк Алексей Гладышевский пишет, что строительство церкви "тщанием прихожан на добровольные пожертвования" началось в 1862-м и закончилось в 1864 году. Посетивший в 1863 году село Усть-Абаканское епископ Никодим совершил молебен с водоосвящением около церкви с северной стороны, так как в церкви еще отсутствовал иконостас. В присутствии прихожан Никодим пожурил священника Родиона Пушкарева за то, что тот не просит прихожан о вспоможении на окончательное строительство. Никодим отметил в своем дневнике: "Тут же один инородец, одетый в кафтан с золотым шитьем, сказал: "Жертвую 100 рублей"". Построенная церковь была небольшой, деревянной, на каменном фундаменте, длиною шесть саженей и один аршин, крытая тесом, окрашенным в зеленый цвет (сажень = 1, 76 м, аршин = 16 вершков = 71, 2 см).
Иконостас и иконы были получены 12 июня 1869 года из Петербурга, с фабрики Старчикова, с доставкой обошлись в 435 рублей. Икону Спасителя на доске в серебряной ризе 84-й пробы, размером 2 3/4 вершка на 2 1/2 вершка, и икону Божьей Матери на доске в серебряной ризе 84-й пробы, размером 2 3/4 на 2 1/2 вершка, 12 декабря 1864 года пожертвовал церкви красноярский мещанин Лукосовский. Колокол весом два пуда девять фунтов приобрел на Ирбитской ярмарке за 39 рублей 43 3/4 копейки инородец Кондратий Тотышев, второй колокол, весом один пуд четыре фунта, приобрел за 22 рубля 20 копеек и также пожертвовал церкви Иван Матараков. Абаканская инородческая управа выделила церкви 55 десятин усадебной и сенокосной земли. Церковный причт состоял из священника и двух псаломщиков. Священник в год получал жалованья 176 рублей, псаломщики по 58 рублей. Священника Пушкарева Никодим отстранил и назначил священником Дмитрия Закаурцева выпускника Иркутской духовной семинарии. Молодой, энергичный отец Дмитрий уже в год своего назначения обратил в православие 23 души мужского пола и 16 женского.
После Закаурцева священниками и одновременно учителями в школе Закона Божьего были Василий Суховский, Николай Орфеев, Николай Путилов, Григорий Петропавлов и другие.
Храм Серафима Саровского
Здание храма Серафима Саровского одноэтажное кирпичное с пристройкой-алтарем и колокольней. Колокол на ней монастырское пожертвование. Здание (бывшие: ясли-сад, правление золотодобывающей артели "Золотой ключик" , дом начальника хлебоприемного предприятия) было передано во владение Абаканской епархии в середине 90-х годов, уже в ветхом состоянии. Вначале здесь планировали разместить мастерские, но потом было решено отдать помещение под воскресную школу. В 2001 году по просьбам родителей была открыта православная гимназия.
День в гимназии начинается с молебна, рассказывает отец Александр, настоятель храма Серафима Саровского и одновременно директор православной гимназии. До начала уроков ученики испрашивают у Бога благословения на учебу вместе со своим духовником, а потом начинаются занятия.
У детей в гимназии воспитывается своего рода иммунитет против внешнего зла. Свою будущую жизнь они строят на традициях православия: "Не убий" , "Не укради" , "Возлюби ближнего, как самого себя"...
Первым жизнеописанием святого, с которым познакомились ученики воскресной школы, было "Житие Серафима Саровского" , поэтому и сам храм впоследствии было решено назвать его именем.
Серафим Саровский стал последним святым, канонизированным в России до 1917 года. В возрасте 19 лет он поступил в число послушников Саровской пустыни. Известно, что он был хорошим плотником. После восьми лет пребывания в монастыре был пострижен в монахи и принял имя Серафим, в 1793 году рукоположен в иеромонахи, то есть получил право служения литургии и совершения таинств.
Жил Серафим в лесной келье, в пяти верстах от Сарова. Все время проводил в посте и молитвах, причем три года пребывал в полном молчании. В это время он и приручил обитавшего поблизости медведя, которому отдавал остатки своей еды.
Не по нашим желаниям, а по милости Бога, молитвами Серафима Саровского жив наш храм, и ему уже четыре года намоленное место, говорит отец Александр. Мы ощущаем здесь благодать Божию, многие прихожане отмечают, что сам воздух пропитан божественной идеей, "как в Дивеево"... Одна из воспитанниц нашей школы теперь послушница Серафимо-Дивеевского монастыря. Дивеевский священник, отец Владимир, пожертвовал нашему храму 13 частиц святых мощей Божиих угодников... Чудо! Это его руками промысел Божий проявился. А по трудам преподобного Серафима наш храм возрождается...
Есть еще одна история, связанная с храмом Серафима Саровского в Абакане. Одним из первых в 1926 году прекратил свое существование Матурский женский монастырь. Часть его монахинь переселилась в улус Анжуль Таштыпского района, образовав нелегальный монастырь. В течение трех лет Анжульскую монастырскую общину возглавлял Амфилохий, один из наиболее известных священнослужителей того времени. Вся жизнь в общине проходила по монастырскому уставу. Келья Амфилохия превратилась в домашнюю церковь. Насельницы вели небольшое хозяйство, шили и продавали рукавицы и одеяла, дополнительный заработок на хлеб давал сбор лекарственной травы бадана. 31 апреля 1931 года, после того как насельницы монастыря отказались выехать в тайгу на лесозаготовки, их арестовали и заключили в Минусинскую тюрьму. Амфилохия приговорили к пяти годам лишения свободы, монахинь на пять лет отправили в ссылку. 20 сентября 1937 года тройка УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила Амфилохия к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 1 октября
Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года священномученик Амфилохий причислен к лику святых.
А одна из бывших монахинь, вернувшись из ссылки, поселилась на улице Хлебной, на которой сейчас стоит храм Серафима Саровского.
26.04.2006
Источник: Абакан