ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Абакан – город веры

Яна Потанина :: 26 апреля 2006

Никольский храм

У хакасов Николай-угодник – самый почитаемый святой. Ученый Н. Катанов писал: "Выше всех святых они почитают угодника Божьего Николая. Его иконы имелись почти во всех хакасских юртах, а в Николин день в церквах всегда бывало многолюдно. Иногда в юртах встречалась чайная этикетка с портретом, который неграмотные люди ошибочно принимали за образ Николая-угодника. Чай сюда поступал из чаеразвесочной фабрики Иркутска, на чайной этикетке имелся портрет хозяина фабрики, внешне походивший на святого".

В своей книге "К истории христианства в Хакасии" историк Алексей Гладышевский пишет, что строительство церкви "тщанием прихожан на добровольные пожертвования" началось в 1862-м и закончилось в 1864 году. Посетивший в 1863 году село Усть-Абаканское епископ Никодим совершил молебен с водоосвящением около церкви с северной стороны, так как в церкви еще отсутствовал иконостас. В присутствии прихожан Никодим пожурил священника Родиона Пушкарева за то, что тот не просит прихожан о вспоможении на окончательное строительство. Никодим отметил в своем дневнике: "Тут же один инородец, одетый в кафтан с золотым шитьем, сказал: "Жертвую 100 рублей"". Построенная церковь была небольшой, деревянной, на каменном фундаменте, длиною шесть саженей и один аршин, крытая тесом, окрашенным в зеленый цвет (сажень = 1, 76 м, аршин = 16 вершков = 71, 2 см).

Иконостас и иконы были получены 12 июня 1869 года из Петербурга, с фабрики Старчикова, с доставкой обошлись в 435 рублей. Икону Спасителя на доске в серебряной ризе 84-й пробы, размером 2 3/4 вершка на 2 1/2 вершка, и икону Божьей Матери на доске в серебряной ризе 84-й пробы, размером 2 3/4 на 2 1/2 вершка, 12 декабря 1864 года пожертвовал церкви красноярский мещанин Лукосовский. Колокол весом два пуда девять фунтов приобрел на Ирбитской ярмарке за 39 рублей 43 3/4 копейки инородец Кондратий Тотышев, второй колокол, весом один пуд четыре фунта, приобрел за 22 рубля 20 копеек и также пожертвовал церкви Иван Матараков. Абаканская инородческая управа выделила церкви 55 десятин усадебной и сенокосной земли. Церковный причт состоял из священника и двух псаломщиков. Священник в год получал жалованья 176 рублей, псаломщики – по 58 рублей. Священника Пушкарева Никодим отстранил и назначил священником Дмитрия Закаурцева – выпускника Иркутской духовной семинарии. Молодой, энергичный отец Дмитрий уже в год своего назначения обратил в православие 23 души мужского пола и 16 женского.

После Закаурцева священниками и одновременно учителями в школе Закона Божьего были Василий Суховский, Николай Орфеев, Николай Путилов, Григорий Петропавлов и другие.

Храм Серафима Саровского

Здание храма Серафима Саровского – одноэтажное кирпичное с пристройкой-алтарем и колокольней. Колокол на ней – монастырское пожертвование. Здание (бывшие: ясли-сад, правление золотодобывающей артели "Золотой ключик" , дом начальника хлебоприемного предприятия) было передано во владение Абаканской епархии в середине 90-х годов, уже в ветхом состоянии. Вначале здесь планировали разместить мастерские, но потом было решено отдать помещение под воскресную школу. В 2001 году по просьбам родителей была открыта православная гимназия.

– День в гимназии начинается с молебна, – рассказывает отец Александр, настоятель храма Серафима Саровского и одновременно директор православной гимназии. – До начала уроков ученики испрашивают у Бога благословения на учебу вместе со своим духовником, а потом начинаются занятия.

У детей в гимназии воспитывается своего рода иммунитет против внешнего зла. Свою будущую жизнь они строят на традициях православия: "Не убий" , "Не укради" , "Возлюби ближнего, как самого себя"...

Первым жизнеописанием святого, с которым познакомились ученики воскресной школы, было "Житие Серафима Саровского" , поэтому и сам храм впоследствии было решено назвать его именем.

Серафим Саровский стал последним святым, канонизированным в России до 1917 года. В возрасте 19 лет он поступил в число послушников Саровской пустыни. Известно, что он был хорошим плотником. После восьми лет пребывания в монастыре был пострижен в монахи и принял имя Серафим, в 1793 году рукоположен в иеромонахи, то есть получил право служения литургии и совершения таинств.

Жил Серафим в лесной келье, в пяти верстах от Сарова. Все время проводил в посте и молитвах, причем три года пребывал в полном молчании. В это время он и приручил обитавшего поблизости медведя, которому отдавал остатки своей еды.

– Не по нашим желаниям, а по милости Бога, молитвами Серафима Саровского жив наш храм, и ему уже четыре года – намоленное место, – говорит отец Александр. – Мы ощущаем здесь благодать Божию, многие прихожане отмечают, что сам воздух пропитан божественной идеей, "как в Дивеево"... Одна из воспитанниц нашей школы – теперь послушница Серафимо-Дивеевского монастыря. Дивеевский священник, отец Владимир, пожертвовал нашему храму 13 частиц святых мощей Божиих угодников... Чудо! Это его руками промысел Божий проявился. А по трудам преподобного Серафима наш храм возрождается...

Есть еще одна история, связанная с храмом Серафима Саровского в Абакане. Одним из первых в 1926 году прекратил свое существование Матурский женский монастырь. Часть его монахинь переселилась в улус Анжуль Таштыпского района, образовав нелегальный монастырь. В течение трех лет Анжульскую монастырскую общину возглавлял Амфилохий, один из наиболее известных священнослужителей того времени. Вся жизнь в общине проходила по монастырскому уставу. Келья Амфилохия превратилась в домашнюю церковь. Насельницы вели небольшое хозяйство, шили и продавали рукавицы и одеяла, дополнительный заработок на хлеб давал сбор лекарственной травы – бадана. 31 апреля 1931 года, после того как насельницы монастыря отказались выехать в тайгу на лесозаготовки, их арестовали и заключили в Минусинскую тюрьму. Амфилохия приговорили к пяти годам лишения свободы, монахинь на пять лет отправили в ссылку. 20 сентября 1937 года тройка УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила Амфилохия к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 1 октября

Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года священномученик Амфилохий причислен к лику святых.

А одна из бывших монахинь, вернувшись из ссылки, поселилась на улице Хлебной, на которой сейчас стоит храм Серафима Саровского.

26.04.2006

Источник: Абакан

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама