Пасхальное богослужение в главном храме страны храме Христа Спасителя почтило своим вниманием практически все высшее руководство страны, священнодействие транслировалось в прямом эфире всеми центральными телеканалами. В таких случаях неизбежно возникает вопрос о влиянии Церкви на большую политику. Примечательно, что последняя официальная встреча Владимира Путина и Святейшего Патриарха Алексия II состоялась в загородной президентской резиденции в Ново-Огареве, где, в частности, обсуждались итоги Всемирного Русского Народного Собора. Но самое главное предстоятель РПЦ говорил с главой государства о ходе подготовки Всемирного саммита религиозных лидеров, который пройдет в Москве 3-5 июля нынешнего года. Как раз накануне саммита "Большой восьмерки".
К вопросу о религиозности
В Российской Федерации до сих пор ситуация неопределенная. Постсоветская мода на внешнюю религиозность практически прошла. При этом у нас пока не наблюдается столь явного крена в сторону атеизма, как это сейчас принято в Европе. Нет у нас и такого разнообразия религий. Несмотря на то что свобода совести и вероисповедания гарантирована Конституцией РФ, российское общество в целом все еще можно охарактеризовать как консервативное и патриархальное. В этом есть как свои плюсы, так и свои минусы. По всей видимости, уваровская концепция триединства православия, самодержавия и народности все еще сохраняет актуальность. Среднестатистический россиянин по-прежнему религиозен, хотя, возможно, и не столь сильно, как его прадедушка. Насколько же религиозны россияне в целом, наглядно демонстрирует статистика. Ведущие компании, проводящие социологические опросы, не раз обращались к определению религиозных предпочтений россиян.Это помогло выявить определенную тенденцию. За последние лет 10 количество православных увеличилось почти в два раза. Согласно исследованиям, до восьмидесяти процентов россиян относят себя именно к православным. Многие политологи и аналитики спорят с этим утверждением, но сколь-либо весомых аргументов в свою пользу не приводят.
Это факт, причем довольно любопытный. Получается, что при всем многообразии предложений россияне все-таки тяготеют к традиционному православию. Но некоторые психологи считают, что причина такого тяготения не столько в особенностях учения или ритуалов, сколько в неизменности, консерватизме Православной Церкви. Кругом столько реформ и потрясений, что русский человек невольно ищет устойчивую опору в жизни. А храм-то вот он, на ближайшем углу, благо каждый год открываются все новые и новые: от помпезнейшего храма Христа Спасителя до крошечных семейных. Об особенностях веры русского человека писал еще Виссарион Белинский. По его мнению, у нас "по натуре своей глубоко атеистичный народ", в котором "еще много суеверия, но нет и следа религиозности". Конечно, прошло два века после того, как была высказана эта точка зрения, но она кажется актуальной и сегодня. Несмотря на то что все большее число россиян считают себя православными, их отношение к религии становится все более скептическим. Кроме того, согласно данным влиятельных социологических российских институтов, от 60 до 80 процентов опрошенных не соблюдают посты. Кроме того, почти половина опрошенных, относящих себя к православным, практически не молятся и почти никогда не причащаются. А ведь, как известно, таинство причастия один из главных постулатов православного христианина. В общем, в плане религии Россия в очередной раз нашла свой путь. У нас, как в Европе, свобода вероисповедания и большой выбор религий, но мы, как жители восточных клерикальных стран, предпочитаем одну, традиционно принятую, доставшуюся по наследству. Но при этом подавляющее большинство наших сограждан убеждены в том, что религия совсем или не слишком важна. Получается парадокс.
Церковь и государство
Тем не менее, особенно в последнее время, к религии со стороны государства приковано особое внимание. Внешним фактором послужили многочисленные террористические акты, которые неожиданно приобрели религиозную окраску. После памятных событий 11 сентября некоторые аналитики заговорили о религиозной войне "запада" и "востока", подразумевая христиан и мусульман. Безусловно, многие террористы прикрываются святым для каждого мусульманина именем пророка Мухаммеда, но это не означает, что в мироустройстве возник антагонизм между христианами и мусульманами. Однако политики чутко среагировали на негативные тенденции и практически все мировые лидеры, как под копирку, заявили о том, что терроризм не имеет ничего общего с религией. Однако политики стали еще внимательней смотреть в сторону религиозных организаций. Недаром президент Путин принимал участие в качестве приглашенного наблюдателя на последнем саммите Лиги арабских государств. Он даже выразил желание о вступлении России в эту влиятельную организацию, как-никак несколько миллионов россиян исповедуют ислам.
Тем не менее подавляющее большинство жителей России православные, и от позиции Церкви в некоторой степени зависит и позиция власти. В свое время Святейший Патриарх Алексий II запретил церковным иерархам и всему духовенству избираться в законодательные органы власти. Это было связано с тем, что постсоветские парламенты всех уровней фактически себя дискредитировали, превратив законотворческий процесс в говорильню с элементами хулиганства. Только в последнее время патриарх несколько изменил свое отношение к светским институтам власти. Несколько православных иерархов вошли в состав недавно созданной Общественной палаты при президенте России, куда, впрочем, избраны также представители всех традиционных для страны конфессий. Тем не менее в период своей предвыборной кампании кандидаты на руководящие должности в светском государстве ориентируются на мнение верующих избирателей, ибо, как правило, они достаточно социально активны. В избирательных штабах делают прогнозы, за кого и почему могут проголосовать последователи распространенных религий. Поэтому нельзя говорить, что в светских государствах религия находится в стороне от политики, скорее напротив. Конечно, фактически Церковь при этом не вмешивается в дела государственные, это считается незаконным, но косвенно, опосредованно она не может не влиять на мировоззрение своих прихожан, на их взгляды и поведение.
Правда, эта тенденция может и нивелироваться в будущем, ибо европейская молодежь все чаще заявляет о своей нерелигиозности. По различным причинам молодые люди на Западе неохотно признают себя верующими. К примеру, в Англии большинство около 60% людей от 18 до 24 лет объявляют себя атеистами. Временная ли это тенденция или серьезный выбор на всю жизнь, покажет время. Коснутся ли европейские веяния России вопрос открытый. Если взять Москву и Санкт-Петербург, где сконцентрировано немыслимое количество религиозных организаций, то не исключен европейский путь. Но Москва и Питер не вся Россия. Подмечено, что религиозность больше свойственна жителям провинциальных городков и сел, где нередко принято ходить в церковь хотя бы раз в неделю. По неписаным законам общежития это настолько обязательно, что семья, не бывающая в церкви, может привлечь к себе внимание. Такие провинциальные общества традиционны: человек с детства воспитывается в религиозном духе, вера оказывает значительное влияние на его мировоззрение. Но религия не всегда способствует выработке определенных политических убеждений и предпочтений человека. И вряд ли государство пустит "на самотек" этот процесс. 12 апреля премьер-министр Михаил Фрадков утвердил в должности председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ первого вице-премьера Дмитрия Медведева, который с недавнего времени курирует национальные проекты. Таким образом, кроме жилья, здоровья, образования и сельского хозяйства бывший руководитель администрации президента займется духовной сферой и будет координировать деятельность многочисленных религиозных организаций России. Есть пища для размышлений. Духовных.
Как это было в этом году
В минувшее воскресенье по всей России православные христиане отмечали Светлое Христово Воскресение. Пасхальные богослужения более чем в 8 тыс. церквей и храмов посетили более 5 млн. россиян. В Москве главное богослужение проходило в храме Христа Спасителя, где вместе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и несколькими высокопоставленными чиновниками, включая президента России Владимира Путина и мэра Москвы Юрия Лужкова, светлый праздник встретили более 5 тыс. верующих. После традиционного крестного хода вокруг главного московского храма патриарх начал Пасхальную заутреню. Завершив молитвы, Алексий II поздравил с Пасхой Владимира Путина и вручил ему пасхальные подарки, по-христиански трижды поцеловав. "В этот радостный, светлый, торжественный праздник Пасхи Христовой сердечно поздравляю вас, ваше превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, и ваших соратников и желаю, чтобы воскресший Господь укрепил вас в подвиге, который вы совершаете на благо народа", сказал патриарх.
27.04.2006
Источник: Россiя