В нынешнем соотношении мировых духовных сил роль иудаизма весома и заметна. Его наиболее продвинутое реформистское крыло не уступает в активности традиционным направлениям. О том, чего удалось достичь ему в России, и о настроениях в сегодняшнем российском иудаизме мы спросили у раввина Александра ЛЫСКОВОГО. Он учился в Лондоне, Тель-Авиве и Москве, где окончил МАХОН институт для лидеров реформизма, который теперь и возглавляет, работая также в Объединении религиозных общин современного иудаизма в России (ОРОСИР).
Рабби Александр, еврейский народ всегда держится вместе. Это святая для вас традиция. Почему же среди течений иудаизма нет мира? Почему борьба?
Скорее это не борьба, а не смешение. У нас много общего, и все же каждый из нас придерживается ценностей своего движения. При этом и хасиды, и ортодоксы, и ресрормисты стараются не сталкиваться по вопросам, способным вызвать недоразумения. Ресрормисты составляют больше половины всех верующих евреев на планете, но в вопросах еврейского закона оппоненты не признают наших решений. Зародившийся в XIX веке в Германии прогрессивный иудаизм благодаря востребованным свежим взглядам стал буфером против ассимиляции и помог людям, в первую очередь молодым, остаться в еврейской традиции. В синагогах зазвучали хор и орган, обновилась литургия, женщинам позволили спуститься с балкона и молиться вместе с мужем, сыном или отцом. На ортодоксальной же службе они по-прежнему взирают на мужскую молитву "сверху''. В реформистском иудаизме, называемом, кстати, только в России современным, то есть соответствующим духу времени, нет жестких запретов. Наша основа и тогда и сейчас информировать человека, а не принуждать его. Мы не грозим пальцем, не заставляем, не отлучаем, если вы сделаете что-то не так. Мы уважаем личность, даем знание, а ответственность каждый несет за себя сам. Мы лишь доброжелательно, без нажима объясняем, что делать, как соблюдать ту или иную заповедь.
Ваши ряды пополняются?
Самая солидная община у нас американская, 30 процентов английских евреев тоже реформисты. В Израиле ресрормисты представлены достаточно скромно. В СНГ численность тоже, увы, пока не растет, и в разных городах России, Белоруссии, Украины современный иудаизм занимает скромную нишу, составляя примерно 70 общин. У нас сейчас 6 раввинов, но мы совместно со Всемирным союзом прогрессивного иудаизма верим, что у реформизма в России есть будущее, и тщательно обдумываем, как укрепить свои позиции. Если раньше, на волне свобод, люди ринулись во все открывшиеся двери, то теперь энтузиазма поубавилось. Человек может выбирать, куда пойти: в синагогу, на еврейскую выставку или концерт, но, по моему глубокому убеждению, только общинная жизнь может остановить ассимиляцию.
Культура и религия конкурируют?
На самом деле мы союзники. Разница лишь в том, что еврейские светские организации, культурные центры стали пышно расцветать, а привычку к общинной жизни надо заново воспитывать, чем мы, собственно, и занимаемся с тех пор, как иудаизм восстановил свои права на территории бывшего Советского Союза. В наших образовательных лагерях ежегодно около тысячи детей получают представление о том, что такое быть евреем, изучают историю сионистского движения, приобщаются к молитве.
Говорят, быть иудеем ноша для сильных. Это правда?
Да, действительно. Потому что соблюдение 613 базовых, записанных в lope заповедей и еще массы подзаконов к ним на самом деле ежедневный, тяжелый труд.
То есть быть праведником для иудея почти нереально?
Дело в стремлении, в знании, что если ты в пределах иудаизма исполняешь заповеди, то твоя жизнь осмысленна. Потому что драка за деньги, власть, славу хороший спорт, занимающий твою голову, но не будет ли потом мучительно больно... А здесь не самые глупые люди, жившие не одну тысячу лет до тебя, говорят: "Займись этим, это правильно, это твой шанс, даже если ты этого не понимаешь" И штука в том, что когда человек упорно работает над душой, преодолевает слабости и учится хорошему, то плохое уже не работает и никакие соблазны ему не страшны.
Если верить вашим книгам, то
Творец назначил иудеям "быть светом для других народов"?
Светом являются нравственные законы, которые даны на горе Синай и изучаются, и толкуются по сей день. Помимо того, чтобы им следовать, задача иудеев нести эти законы миру. Это миссия, которую мы не можем бросить.
Почему не любят евреев? За то, что вы считаете себя богоизбранными, или завидуют тому, что среди вас много богатых, талантливых, ярких личностей?
Первые неприятности у евреев начались, когда Тора была переведена на греческий и мир узнал, что они особенные, как там написано. Люди сочли это слишком заносчивым, и жившие в I веке в Александрии евреи ощутимо прочувствовали их недовольство.
Вы испытывали на себе этническую неприязнь?
Конечно. Я был в тель-авивском Музее антисемитизма, где занимает целый стол только литература, издаваемая в разных странах за последний месяц. Смотреть на это и жутко и зачастую смешно. Всех раздражает, прежде всего, заявление о богоизбранности, хотя мы понимаем ее как ответственность за свое дело.
На одном из иудаистских сайтов сказано, что сыны Израиля не могут в полной мере реализовать себя вне Земли обетованной. Это так?
Это крайне ортодоксальная точка зрения. Потому что из 12 миллионов евреев в Израиле проживают меньше половины. Остальные рассеяны по разным уголкам планеты, где проявляют себя достаточно активно и плодотворно. В некотором смысле мы можем даже служить примером для израильтян, так как, не имея под ногами этой земли, глубоко ощущаем внутреннее единство и близость к иудаизму. Многие же из них ведут светский образ жизни, уделяя родной религии мало внимания.
Ваши основные священные книги Тора, Танах. Но сейчас, наверное, обострился интерес к Каббале, полной мистики и тайн?
Интерес имеется, и в Россию приезжают раввины, которые учат каббалистическим знаниям. Сам я осторожно отношусь к этому. Без внутренней, религиозной дисциплины, которая воспитывается с детства, вдаваться в мистические учения бессмысленно. Вопросы мироустройства, отношений Бога и мира следует, как призывал Маймонид, начинать с "арифметики''. Нельзя без подготовки, с бухты-барахты кидаться в неведомое, поддаваясь моде. Люди надеются получить власть над некими высшими силами, манипулировать пространством и временем, но это абсолютный наив. Чтобы это случилось, человек должен не узнать что-то новое, а стать кем-то новым. Себя менять нелегко, но как раз в этом суть иудаизма, сконцентрированного не только, как многие думают, на законах, но на том, что стоит за ними, а именно на условиях развития личности. И тот кто правильно их понимает, будет способен постигать скрытые вещи.
Что является грехом для иудея?
Христианство во многом взяло понятие о грехе из иудаизма. Начиная с пророков, когда мучительно велись поиски причин изгнания, разрушения храмов, еврейский народ спрашивал "за что?" и обращался к теме греха. Почему Бог отвратил свое лицо, за какие провинности наказывает? И в еврейской традиции множество слов имеет отношение к греху, хотя "хет" означает промах. Если вы, к примеру, стреляете из лука и не попали в цель это "хет''.То же и в поведении человека: грех не страшный монстр, который довлеет и может тобой завладеть, не неизбежность. Он временная неудача, ты просто в тот момент промахнулся, но никто тебе не запрещает попробовать еще раз. Надо все осознать, раскаяться и пойти в ином направлении. Это очень важная позиция, напоминающая, что у тебя всегда есть шанс. Грех в иудаизме не фатален. Поэтому в конце нашего праздника Йом Кипур, наполненного покаянием, когда перечисляются грехи, которые осознанно или неосознанно могли совершаться, это и злословие, и зависть, и нанесение вреда ближнему царит атмосфера веселья: мы надеемся, что наши грехи прощены.
Как вы относитесь к смешанным бракам?
Это наша трагедия. Независимо от нашего желания 80 процентов браков смешанные. И не только в России, где традиция была прервана, но и в Америке, где советской власти не было. Если мама еврейка, человек безоговорочно будет принят в еврейскую среду. Но когда он по паспорту Штительман, а маму его зовут
Прасковья Ивановна, у него не исключены с русскими проблемы из-за фамилии, а с евреями из-за традиции. Чтобы ему не метаться между двумя мирами, существует институт "гиюра" обращения в иудаизм, когда в течение года или полутора лет проводятся определенные процедуры и, глядя на успехи подопечного, раввинский суд выносит решение.
А еврей, принявший другую веру, уже не еврей?
До тех пор пока он декларирует себя буддистом, мусульманином или христианином, он не является членом иудейской общины. Но как только говорит, что ошибся или "промахнулся" он возвращается, совершает омовение в "микве" специальном бассейне с проточной водой, и претензий к нему нет.
Ваше мнение по поводу религиозного образования в средней школе, вокруг которого кипят нешуточные страсти?
Я за курс религиоведения и преподавания нравственных законов христианства, ислама, иудаизма с приглашением священников, раввинов, муфтиев. Это помогло бы ребенку расти в толерантной среде, сознавая, что терпимость и уважение к иному образу жизни заложены в каждом вероисповедании. Нужно с детства снимать барьеры невежества и узнавать, почему люди отмечают эти праздники, носят эту одежду, едят эту пищу в этом их многовековая логика и мудрость.
Недавно встреченная иудейская Пасха для вас праздник весны и свободы?
Песах напоминание о том, что Бог избавил от беды, это праздник освобождения от рабства. И каждый раз мы, сидя за семейным столом или в компании, говорим, почему человек должен быть свободным и не имеет права быть рабом ничьим. Потому что, когда кто-то другой, или государство, или идея овладевают им, он не в состоянии взять на себя ответственность и не может сделать добровольного выбора в сторону Бога.
Мессия придет?
Мы ждем и стараемся держать это ожидание на одной, не экзальтированной ноте. Всему свое время. Наступит и день, когда закончатся все страдания и воцарится порядок.
27.04.2006
Источник: Культура