ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Александр Лысковой: Грех – временная неудача

Настя Григорьева :: 27 апреля 2006

В нынешнем соотношении мировых духовных сил роль иудаизма весома и заметна. Его наиболее продвинутое реформистское крыло не уступает в активности традиционным направлениям. О том, чего удалось достичь ему в России, и о настроениях в сегодняшнем российском иудаизме мы спросили у раввина Александра ЛЫСКОВОГО. Он учился в Лондоне, Тель-Авиве и Москве, где окончил МАХОН – институт для лидеров реформизма, который теперь и возглавляет, работая также в Объединении религиозных общин современного иудаизма в России (ОРОСИР).

– Рабби Александр, еврейский народ всегда держится вместе. Это святая для вас традиция. Почему же среди течений иудаизма нет мира? Почему борьба?

– Скорее это не борьба, а не смешение. У нас много общего, и все же каждый из нас придерживается ценностей своего движения. При этом и хасиды, и ортодоксы, и ресрормисты стараются не сталкиваться по вопросам, способным вызвать недоразумения. Ресрормисты составляют больше половины всех верующих евреев на планете, но в вопросах еврейского закона оппоненты не признают наших решений. Зародившийся в XIX веке в Германии прогрессивный иудаизм благодаря востребованным свежим взглядам стал буфером против ассимиляции и помог людям, в первую очередь молодым, остаться в еврейской традиции. В синагогах зазвучали хор и орган, обновилась литургия, женщинам позволили спуститься с балкона и молиться вместе с мужем, сыном или отцом. На ортодоксальной же службе они по-прежнему взирают на мужскую молитву "сверху''. В реформистском иудаизме, называемом, кстати, только в России современным, то есть соответствующим духу времени, нет жестких запретов. Наша основа и тогда и сейчас – информировать человека, а не принуждать его. Мы не грозим пальцем, не заставляем, не отлучаем, если вы сделаете что-то не так. Мы уважаем личность, даем знание, а ответственность каждый несет за себя сам. Мы лишь доброжелательно, без нажима объясняем, что делать, как соблюдать ту или иную заповедь.

– Ваши ряды пополняются?

– Самая солидная община у нас американская, 30 процентов английских евреев – тоже реформисты. В Израиле ресрормисты представлены достаточно скромно. В СНГ численность тоже, увы, пока не растет, и в разных городах России, Белоруссии, Украины современный иудаизм занимает скромную нишу, составляя примерно 70 общин. У нас сейчас 6 раввинов, но мы совместно со Всемирным союзом прогрессивного иудаизма верим, что у реформизма в России есть будущее, и тщательно обдумываем, как укрепить свои позиции. Если раньше, на волне свобод, люди ринулись во все открывшиеся двери, то теперь энтузиазма поубавилось. Человек может выбирать, куда пойти: в синагогу, на еврейскую выставку или концерт, но, по моему глубокому убеждению, только общинная жизнь может остановить ассимиляцию.

– Культура и религия конкурируют?

– На самом деле мы – союзники. Разница лишь в том, что еврейские светские организации, культурные центры стали пышно расцветать, а привычку к общинной жизни надо заново воспитывать, чем мы, собственно, и занимаемся с тех пор, как иудаизм восстановил свои права на территории бывшего Советского Союза. В наших образовательных лагерях ежегодно около тысячи детей получают представление о том, что такое быть евреем, изучают историю сионистского движения, приобщаются к молитве.

– Говорят, быть иудеем – ноша для сильных. Это правда?

– Да, действительно. Потому что соблюдение 613 базовых, записанных в lope заповедей и еще массы подзаконов к ним – на самом деле ежедневный, тяжелый труд.

– То есть быть праведником для иудея почти нереально?

– Дело в стремлении, в знании, что если ты в пределах иудаизма исполняешь заповеди, то твоя жизнь осмысленна. Потому что драка за деньги, власть, славу – хороший спорт, занимающий твою голову, но не будет ли потом мучительно больно... А здесь не самые глупые люди, жившие не одну тысячу лет до тебя, говорят: "Займись этим, это правильно, это твой шанс, даже если ты этого не понимаешь" И штука в том, что когда человек упорно работает над душой, преодолевает слабости и учится хорошему, то плохое уже не работает и никакие соблазны ему не страшны.

– Если верить вашим книгам, то

Творец назначил иудеям "быть светом для других народов"?

– Светом являются нравственные законы, которые даны на горе Синай и изучаются, и толкуются по сей день. Помимо того, чтобы им следовать, задача иудеев – нести эти законы миру. Это миссия, которую мы не можем бросить.

– Почему не любят евреев? За то, что вы считаете себя богоизбранными, или завидуют тому, что среди вас много богатых, талантливых, ярких личностей?

– Первые неприятности у евреев начались, когда Тора была переведена на греческий и мир узнал, что они особенные, как там написано. Люди сочли это слишком заносчивым, и жившие в I веке в Александрии евреи ощутимо прочувствовали их недовольство.

– Вы испытывали на себе этническую неприязнь?

– Конечно. Я был в тель-авивском Музее антисемитизма, где занимает целый стол только литература, издаваемая в разных странах за последний месяц. Смотреть на это и жутко и зачастую смешно. Всех раздражает, прежде всего, заявление о богоизбранности, хотя мы понимаем ее как ответственность за свое дело.

– На одном из иудаистских сайтов сказано, что сыны Израиля не могут в полной мере реализовать себя вне Земли обетованной. Это так?

– Это крайне ортодоксальная точка зрения. Потому что из 12 миллионов евреев в Израиле проживают меньше половины. Остальные рассеяны по разным уголкам планеты, где проявляют себя достаточно активно и плодотворно. В некотором смысле мы можем даже служить примером для израильтян, так как, не имея под ногами этой земли, глубоко ощущаем внутреннее единство и близость к иудаизму. Многие же из них ведут светский образ жизни, уделяя родной религии мало внимания.

– Ваши основные священные книги Тора, Танах. Но сейчас, наверное, обострился интерес к Каббале, полной мистики и тайн?

– Интерес имеется, и в Россию приезжают раввины, которые учат каббалистическим знаниям. Сам я осторожно отношусь к этому. Без внутренней, религиозной дисциплины, которая воспитывается с детства, вдаваться в мистические учения бессмысленно. Вопросы мироустройства, отношений Бога и мира следует, как призывал Маймонид, начинать с "арифметики''. Нельзя без подготовки, с бухты-барахты кидаться в неведомое, поддаваясь моде. Люди надеются получить власть над некими высшими силами, манипулировать пространством и временем, но это абсолютный наив. Чтобы это случилось, человек должен не узнать что-то новое, а стать кем-то новым. Себя менять нелегко, но как раз в этом суть иудаизма, сконцентрированного не только, как многие думают, на законах, но на том, что стоит за ними, а именно – на условиях развития личности. И тот кто правильно их понимает, будет способен постигать скрытые вещи.

– Что является грехом для иудея?

– Христианство во многом взяло понятие о грехе из иудаизма. Начиная с пророков, когда мучительно велись поиски причин изгнания, разрушения храмов, еврейский народ спрашивал "за что?" и обращался к теме греха. Почему Бог отвратил свое лицо, за какие провинности наказывает? И в еврейской традиции множество слов имеет отношение к греху, хотя "хет" означает промах. Если вы, к примеру, стреляете из лука и не попали в цель – это "хет''.То же и в поведении человека: грех – не страшный монстр, который довлеет и может тобой завладеть, не неизбежность. Он – временная неудача, ты просто в тот момент промахнулся, но никто тебе не запрещает попробовать еще раз. Надо все осознать, раскаяться и пойти в ином направлении. Это очень важная позиция, напоминающая, что у тебя всегда есть шанс. Грех в иудаизме не фатален. Поэтому в конце нашего праздника Йом Кипур, наполненного покаянием, когда перечисляются грехи, которые осознанно или неосознанно могли совершаться, – это и злословие, и зависть, и нанесение вреда ближнему – царит атмосфера веселья: мы надеемся, что наши грехи прощены.

– Как вы относитесь к смешанным бракам?

– Это наша трагедия. Независимо от нашего желания 80 процентов браков смешанные. И не только в России, где традиция была прервана, но и в Америке, где советской власти не было. Если мама еврейка, человек безоговорочно будет принят в еврейскую среду. Но когда он по паспорту Штительман, а маму его зовут

Прасковья Ивановна, у него не исключены с русскими проблемы из-за фамилии, а с евреями – из-за традиции. Чтобы ему не метаться между двумя мирами, существует институт "гиюра" – обращения в иудаизм, когда в течение года или полутора лет проводятся определенные процедуры и, глядя на успехи подопечного, раввинский суд выносит решение.

– А еврей, принявший другую веру, уже не еврей?

– До тех пор пока он декларирует себя буддистом, мусульманином или христианином, он не является членом иудейской общины. Но как только говорит, что ошибся или "промахнулся" он возвращается, совершает омовение в "микве" – специальном бассейне с проточной водой, и претензий к нему нет.

– Ваше мнение по поводу религиозного образования в средней школе, вокруг которого кипят нешуточные страсти?

– Я за курс религиоведения и преподавания нравственных законов христианства, ислама, иудаизма с приглашением священников, раввинов, муфтиев. Это помогло бы ребенку расти в толерантной среде, сознавая, что терпимость и уважение к иному образу жизни заложены в каждом вероисповедании. Нужно с детства снимать барьеры невежества и узнавать, почему люди отмечают эти праздники, носят эту одежду, едят эту пищу – в этом их многовековая логика и мудрость.

– Недавно встреченная иудейская Пасха для вас – праздник весны и свободы?

– Песах – напоминание о том, что Бог избавил от беды, это праздник освобождения от рабства. И каждый раз мы, сидя за семейным столом или в компании, говорим, почему человек должен быть свободным и не имеет права быть рабом – ничьим. Потому что, когда кто-то другой, или государство, или идея овладевают им, он не в состоянии взять на себя ответственность и не может сделать добровольного выбора в сторону Бога.

– Мессия придет?

– Мы ждем и стараемся держать это ожидание на одной, не экзальтированной ноте. Всему свое время. Наступит и день, когда закончатся все страдания и воцарится порядок.

27.04.2006

Источник: Культура

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама