В 11-м номере "Биржи плюс свой дом" на примере здания церкви Святых Жен Мироносиц мы попытались рассказать об особенностях храмового зодчества православия. Эта статья посвящена архитектуре католических храмов.
Форм храмовой архитектуры в католическом мире великое множество. Это и старинные базилики, тип которых сложился в первые века христианства, и приземистые, почти без окон, массивные храмы романской эпохи, и ажурные, стремящиеся ввысь храмы готики с огромными окнами-витражами...
Именно такой, ажурный, с высокими башнями храм в Нижнем Новгороде начали строить в начале прошлого века. Практически в центре города, на Студеной. Но шпилям этого храма взметнуться в высь было не суждено.
... Во имя Успения Божьей Матери
Лица католического вероисповедания поляки, литовцы, немцы, армяне изначально попадали в Нижний в результате многочисленных войн и благодаря торговле: наш город всегда привлекал иностранных купцов. Уже в XVII веке в городе существовала так называемая Панская слобода. С 1813-го наблюдается массовый переход иноземцев в российское подданство, обусловленный поисками работы.
Тем не менее каких-либо документов, подтверждающих отправления в ту пору в Нижнем Новгороде католических религиозных обрядов, в архивах не сохранилось.
С 1833-го в Нижнем Новгороде возникают привилегированные учебные заведения Александровский дворянский институт, Мариинский институт благородных девиц, чуть позднее в наш город переводят Аракчеевский кадетский корпус. Учились в них представители различных национальностей, и для каждой религиозной группы обязательно был духовный наставник: православный, католический, лютеранский, мусульманский священнослужители.
Так среди них в Нижнем появляется и постоянно присутствует католический священник. Это сыграло немалую роль в формировании общины.Католикам даже разрешают построить часовню у подножия кремлевского холма. Купцы, объединив свои пожертвования со средствами общины, строят небольшой каменный храм в псевдоготическом стиле, без колокольни, украшенный скромным декором. Стены прорезали стрельчатые окна, над входом роза традиционное для католиков большое круглое окно. В 1861 году храм был освящен во имя Успения Божьей Матери.
Построена эта церковь была в полном соответствии с символикой, планировкой и пространственными решениями средневековых католических храмов, в основе которых лежал план римской базилики латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана не только вместить как можно больше верующих, но и символизировать длинный путь, по которому идет человек в своем совершенствовании. Здесь даже полы иногда с рисунком лабиринта. Грешники по этому лабиринту двигались на коленях, принося покаяние.
"Перекрестье", которое носит название среднекрестия, обычно акцентирует шпиль или купол. Алтарь католического храма, в отличие от православного, отделяет не высокий иконостас, а только низкая перегородка, поэтому внутреннее пространство храма более открыто. Кроме алтаря, важными элементами храма являются кафедра, с которой священник читает Евангелие и произносит проповедь, конфессионал место для исповеди. Убранство храма, кроме икон, допускает наличие картин на холсте, мозаики, рельефов, скульптурных изображений и витражей.
Общежитие, радиоузел...
В начале минувшего века в Нижегородской губернии католиков насчитывалось уже около шести тысяч. К 1914 году приход так разросся, что надо было строить еще один храм. Для этой цели католическая община получает в дар участок земли с усадьбой и садом на улице Студеной.
Проект храма, разработанный архитектором Кунцевым, начали воплощать в жизнь. Но успели выполнить только "нулевой" цикл началась Первая мировая война. В итоге вместо готики с ее башнями и узкими высокими окнами город получил храм много проще низкий, с потолком вместо сводов.
Службы здесь велись до 1929 года, когда часть прихожан была репрессирована, а происходившего из крестьян Могилевской губернии настоятеля, отца Антония Дземешкевича, власть рабочих и крестьян сослала на Соловки. Третьего ноября 1937 года Антония Николаевича расстреляли.
Старый храм на Зеленском спуске сровняли с землей. Здание по Студеной, 8, в 1949 году самым кардинальным образом перестроили. Разместили здесь общежитие, потом радиоузел. А в 60-х годах Центр научно-технической информации (ЦНТИ).
Сотрудничая с православными
Возродился римско-католический приход в Нижнем Новгороде в 90-х годах: по данным областного статуправления, в Нижнем на тот период проживали около 600 немцев, 300 литовцев и представители других национальностей католики. Официальная дата регистрации прихода 10 февраля 1994 года.
Вернуть католикам перестроенное здание храма у властей, разумеется, возможности не было куда девать ЦНТИ? Взамен администрация области передает приходу помещение бывшей конюшни, чуть позже полуразрушенный дом органиста.
В 1997-м архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил часовенку, обустроенную на площадях, "отвоеванных" приходом в полуразрушенном здании бывшей конюшни, и назначил настоятелем прихода отца Марио Беверати.
Хотя здание и относится к памятникам архитектуры, но находилось оно в самом плачевном состоянии, рассказывает отец Марио. Мусор вывозили машинами, помещение по мере сил и средств восстанавливали частями.
Уже в следующем году отремонтировали дом органиста. На Студеной, 10б, после тщательной, скрупулезной реставрации разместили храм и канцелярию прихода, библиотеку...
Все возвращается на круги своя, говорит настоятель прихода. Сейчас храм действует полностью, проводим службы, отправляем обряды. Работает воскресная школа, хор. Организация "Каритас" ("милосердие"), существующая при приходе, помогает малообеспеченным людям, поддерживает тесные контакты с Православной церковью.
А храм все обихаживают. Сейчас заканчиваются работы по строительству нового фасада, который выходит на Звездинку.
24.04.2006
Источник: Биржа плюс свой дом (Нижний Новгород)