Личность Николая Васильевича Гоголя, его духовная жизнь до сих пор остаются загадкой. Этот литературный гений, величайшее достояние нашей национальной культуры, как все гении, остаются во многом тайной. Он родился 1 апреля 1809 года. Незадолго до окончания Нежинской гимназии писал о себе в одном из писем матери так: "Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно... Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер...". Его настоящим поприщем стала литература.
Предлагаем вам заметки сородича Гоголя Владимира Владимировича Гончарука, живущего в Хабаровске. О его родственных связях с классиком русской литературы "Тихоокеанская звезда" уже рассказывала. Он военный пенсионер и преподаватель истории одной из хабаровских школ, давно работает над родословной своих великих родственников. В предлагаемом фрагменте Гончарук пытается приоткрыть одну из загадок Гоголя его набожность.
Говорят, на творческий мистицизм Николая Васильевича Гоголя сильно повлияли гены православного духовенства: прадед был священником, дед закончил Киевскую духовную академию, отец Полтавскую семинарию. Мать писателя, будучи очень набожной, заботилась о приобщении сына к религии. Николай Васильевич впоследствии иногда упрекал мать, что ее вера перепуталась с народными суевериями, однако в жизни он оставался таким же суеверным человеком. Порой и сам измышлял различные небылицы, словно всерьез воспринимая весь тот сказочный мир, который существовал в его произведениях. Вся жизнь Н. В. Гоголя, от рождения до смерти, его творческий взлет и падение, история его семьи и предков все было обставлено мистификациями и таинственностью. Судьба его родителей, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны, удивительна. Еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда Василий Афанасьевич ездил со своей матушкой в Ахтырку Харьковской губернии на поклонение чудотворному образу Божьей матери, ему приснился чудный сон. В храме царица небесная сказала ему: "Ты выздоровеешь, женишься и вот твоя жена", показав маленькое дитя, черты которого врезались в память Василия Афанасьевича. Как-то, спустя некоторое время, возвращаясь с родителями домой из церкви в местечке Яреськи (своей церкви в Васильевке не было), они заехали в гости к своим знакомым Трощинским, у которых на воспитании была годовалая девочка (ее мать, будучи многодетной, отдала ребенка в семью сестры мужа). Взглянув на девочку, юный Василий очень удивился: ему представились те самые черты ребенка, которые показали ему во сне. Он часто навещал Трощинских и постоянно оказывал всяческое внимание девочке. Спустя тринадцать лет Василий Афанасьевич видел тот же сон, в том же храме через боковые врата алтаря вышла девушка необыкновенной красоты, в белом подвенечном платье, с блестящей короной на голове и, показав рукой на рядом сидящую девочку в белом платьице, имеющую те же черты лица, сказала: "Вот твоя невеста!". Вскоре после этого видения Василий Афанасьевич попросил у родителей девочки ее руки. Маше тогда исполнилось тринадцать лет, и жених получил отказ: уж очень юна была невеста. Через год молодые, невзирая на волнения родственников, все-таки сыграли свадьбу. Василию Афанасьевичу в ту пору было 28 лет, а Марии Ивановне едва исполнилось 14 лет. Несмотря на такую разницу в возрасте, брак оказался на редкость удачным. По воспоминаниям писателя С. Аксакова, Мария Ивановна "была женщиной необыкновенной", не только по красоте, но и по своим нравственным качествам. Одно огорчало семейную идиллию неудачные первые роды. Двое детей умерли сразу после рождения. В ожидании третьего ребенка Мария Ивановна часто наезжала в церковь до соседней Диканьки. Там она молилась, чтобы родился сын и непременно здоровым. В Диканьке, этом родовом гнезде Кочубеев, овеянном старинными преданиями и легендами, известном не только на всю Полтавщину, но и далеко за ее пределами, было две церкви: Троицкая и родовая церковь Кочубеев святителя Николая, которую посещали Гоголи на правах дальних родственников. Привлекало, наверное, не великолепие храма, а то, что святой Николай в народе считался не только заступником людей перед богом, но и лично причастным к здоровью, детородности, жизни и смерти. Именно к Николаю чудотворцу обращаются люди в своих душевных невзгодах. История Николаевской церкви в Диканьке была связана с одним чудом, о котором долгое время гудела вся Полтавская губерния. После большой грозы в Диканьском лесу вдруг появилась икона Николая Чудотворца (с тех пор тот лес называется Николаевским). После того, как ее отнесли в сельский храм, снова сверкнула молния, и снова икона оказалась на том же самом лесном пне, где ее обнаружили впервые. Это знамение восприняли как указание свыше: на том месте была построена церковь, а в ее иконостас поместили чудотворный образ Николы-угодника. Говорят, что именно перед ним юная Мария дала своей обет: в случае появления на свет долгожданного сына его назовут Николаем, а в Васильевке поставить церковь. Как рассказывала О. В. Гоголь-Головня, сестра писателя: "Брат любил вспоминать о том, почему назвали его Николаем".В 1820 году в Васильевке построили церковь Святого Николы-угодника в честь рождения в семье первенца. Спустя сто с небольшим лет, уже в советское время, когда велась активная борьба с "религиозным дурманом", она была варварски уничтожена. В ограде этой церкви нашли (в разное время) успокоение владельцы Васильевки-Яновщины, небогатые и не очень родовитые украинские дворяне, "старосветские помещики" Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский и супруга его Мария Ивановна, урожденная Косяровская. Николаевскую церковь в Диканьке, которой писатель обязан своим именем, в годы гонений закрыли, но она сохранилась до наших дней. Позже ее восстановили, но в иконостасе церкви уже другой образ Николая Чудотворца. легендарная икона сейчас находится в Полтавском художественном музее и, к сожалению, по мнению специалистов, уже не подлежит реставрации.
26.04.2006
Источник: Тихоокеанская звезда (Хабаровск)