ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Бог совести умер на Западе

Евразийский выбор и евразийский отпор

Валерий Косарев :: 02 мая 2006

При несомненных достоинствах статьи А. Студеникина, по прочтении ее возникает необходимость если не прокомментировать, то дополнить тем, что автор не высказал. К тому же некоторые его суждения представляются не вполне корректными. Наконец, нужны некоторые пояснения, чтобы отчетливее оттенить разницу между западной цивилизацией – и остальным миром.

Людям, недостаточно знакомым с религиозным аспектом всемирной истории, свойственно принижать роль религии в цивилизации, хотя эта роль не менее значима, нежели экономический аспект, способ производства. Это характерно для атеистов, которые либо не интересуются вопросами веры, в том числе своего народа, либо полагают, что эта сфера вообще лишена позитивного смысла. Зеркально противоположную позицию занимают многие активные верующие и служители культа: для них, напротив, атеизм не просто неправ, но дьявольски вреден, в нем они усматривают источник всех зол и бед. Как ни смешны такие представления ныне, их активно распространяет, в частности, и православная церковь. Между тем кардинальная проблема состоит не в неверии или веровании, а в равноправных, при взаимном уважении (на основе свободы совести) отношениях верующих и неверующих. Ибо грань между Добром и Злом пролегает вовсе не здесь. Не вера и сознание того, что греховно, что свято и богоугодно, а совесть и нравственность – высшие общечеловеческие ценности, независимые ни от конфессии, к которой принадлежит или не принадлежит человек, ни от типа цивилизации, в традициях которой живет данное общество.

Тем не менее в любом из нас, независимо от веры или безверия, заложена фундаментальная, генетически глубокая "цивилизационная программа", и в ее архетипе лежит религиозная система, присущая национальной культуре. Но упомянутая "программа" намного шире, чем культура народа. Разные народы одной религии легко находят общий язык, тогда как в иных мононациональных обществах принадлежность к разным конфессиям прокладывает глубочайшую межу. Это, к примеру, относившиеся в прошлом к одному народу нации сербов (православных) и хорватов (католиков) или оказавшаяся сегодня на грани раскола Украина.

В составе Российской империи и СССР вполне благополучными были отношения русских, белорусов, молдаван, грузин, армян; с украинцами дело обстояло сложнее: явные трения существовали с жителями западных областей, где много католиков и униатов. Аналогично развивались контакты с прибалтийскими нациями, среди которых распространение православия минимально, а ведущими конфессиями выступают католичество и протестантство.

Как бы странным ни казалось, но православие всегда относительно бесконфликтно контактировало с мусульманским миром как в границах СССР, так и за рубежом. Во всяком случае, куда терпимее, чем с Западом. И здесь, думается, главное объяснение кроется в общей евразийской основе, единой "метацивилизационной программе", в солидарности противостояния Западу с его вестернизационной миссией.

Почему Запад оказался более опасным врагом и менее приемлемым партнером для России, нежели Восток с его мусульманством, буддизмом и другими азиатскими конфессиями? "Бог умер. Ницше" – этим изречением автор верно указал на причину. Но не объяснил, почему и в каком смысле "Бог умер" на Западе. Не в том дело, что примерно с XVII века (я полагаю, что даже раньше) в западных странах пошли по пути секуляризации государства и общества. А в том, что, расчищая путь к государственной власти окрепшему капитализму и сформировавшемуся классу буржуа, движение Реформации – весьма кровавое, безжалостное – не просто сокрушило основу католичества, а стало активно уничтожать традиционное этическое сознание людей. Так на Западе умер Бог Совести и началось освобождение от моральных запретов, которые изначально "упакованы" в религиозную оболочку и без нее для масс никогда не существовали. Иными словами, место Бога Совести занял Бог Наживы. Разница для культурной истории колоссальная, вред – неизмеримый.

Сама же религия в форме различных реформаторских, протестантских конфессий была сведена к деловой и, в сущности, аморальной "сделке с богом" по типу "ты мне – я тебе". Причем подобную инволюцию всецело подготовил сам католицизм, к периоду Реформации активно "загнивший с головы": распутство пап ужасало, монастыри стали рассадниками, а монахи в миру – распространителями всевозможных грехов. И, наконец, по инициативе Ватикана широко распространилась продажа индульгенций – освобождений от разного рода греховных поступков и самых тяжких преступлений.

По ряду исторических и цивилизационных причин Россия избежала подобного растления через "святая святых" – конфессиональный аппарат, сохранив при этом (небезупречно, разумеется) и чистоту веры: православие, в отличие от католичества, фанатически стремилось защитить саму христианскую религию и незападную, евразийскую суть культуры. Однако неверно отождествлять русское православие с евразийством или приписывать все достоинства евразийской цивилизации только православию как "истинному христианству". Евразийство – сложный синтез культур, великая и в пространственном, и в духовном смысле цивилизация, предохраняющая Восток от поглощения Западом. А ненависть Запада в первую очередь к Руси-России-СССР-России и атаки прежде всего на нее вполне понятны: держава, простершаяся от Балтики и Черноморья до Тихого океана, преграждает экспансию Запада и со стороны Европы, и со стороны Америки. Но будем помнить, что евразийское величие России выстроено героическими, мессианскими усилиями не только русской нации, а и множества других народов. И наша сила отнюдь не в одной лишь русской культуре или православной основе, а в уникальном многоцветье и плодотворнейшем сплаве множества национальных культур христианской, мусульманской, буддистской и языческой цивилизационных основ.

Наконец, о пресловутом "заимствовании у Запада" коммунизма. Сама по себе идея коммунизма зародилась отнюдь не на Западе, скорее, на Ближнем Востоке, и как раз в связи с появлением раннего христианства. Это во-первых. А во-вторых, действительно, заимствовав в Европе марксизм, российские революционеры приспособили его к специфике России, к евразийской цивилизации, причем не только облачили в соответствующее "одеяние", но и кардинально преобразовали, в частности, использовав общинные отношения, давно исчезнувшие на Западе.

28.04.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама