Сейчас много говорят и пишут о реставрации исторических фасадов. Куда меньше внимания прессы уделяется проблеме реставрации культовых зданий. А зря церквей и храмов, как известно, в нашем городе немало, и судьба большинства из них драматична.
По мнению специалистов, процесс восстановления церквей займет ближайшее десятилетие. Нынче Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в основном ориентируется на перспективный план реставрации культовых зданий с 2004 по 2010 годы. Приоритеты очевидны чем более значимо с точки зрения архитектуры здание, тем больше у него шансов получить финансирование. Для чиновников КГИОПа церковное здание важно прежде всего как архитектурный шедевр, объект культурного наследия.
Свидетельство того здание церкви на ул. Марата, 24, больше известное как Музей Арктики и Антарктики. Сегодня поскольку вышло распоряжение о возможности передачи в собственность церкви церковных зданий не исключено, что музею придется искать другое место.
В ближайших планах Комитета реставрация Александро-Невской лавры, возвращение едва ли не из небытия церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове, бывшей долгие годы овощехранилищем, мыловаренным заводом, складом и даже автопарком. Полным ходом идет восстановление монастыря Введенская Оптина пустынь на наб. Лейтенанта Шмидта. Заканчивается работа над архитектурным шедевром Кваренги Казанской церковью, сооруженной по велению императрицы Екатерины II как мавзолей ее фаворита графа Ланского.
Что касается воссоздания легендарного храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади, взорванного в 1960-е годы, то в КГИОПе эта идея энтузиазма не вызывает. По мнению зам. председателя Комитета Ольги Таратыновой, "вначале нужно поддержать и восстановить те церкви, которые дошли до нас, а потом заниматься воссозданием утраченного. И вообще настоящий памятник архитектуры воссоздать невозможно, это будет лишь макет, более или менее точно выполненный".
Напомним: в дореволюционном Петрограде для верующих разных религий и конфессий были открыты двери почти 500 православных храмов, около 30 лютеранских и более 10 реформатских, методистских и англиканских епископальных церквей и часовен; не забудем синагогу, мечеть и буддийский храм. В 1930-е годы почти все они были закрыты. И в худшем случае разрушены до основанья, а в лучшем приспособлены под склады, бассейны, катки, промышленные цеха. Пока в 1993 году не вышло распоряжение Президента РФ "О передаче религиозным организациям культовых зданий и имущества". С этого момента пришло время собирать камни, и начался процесс передачи религиозным общинам культовых зданий, а также их реставрации.
Понятно, что после "светского" использования культовых зданий к середине 90-х их состояние оставляло желать лучшего. И хотя согласно букве закона Церковь, получив здание в бессрочное безвозмездное пользование, должна собственными силами восстанавливать свои здания, львиную долю затрат (до 100-150 млн рублей в год) по реконструкции храмов и церквей взял на себя город и некую толику (5-10 млн рублей в год) федеральный бюджет. Впрочем, есть в Петербурге и его окрестностях активные настоятели, привлекающие спонсоров для решения своих насущных реставрационных проблем. Так, за счет внебюджетных ассигнований был восстановлен Софийский собор в Пушкине. Однако порой не обходится без конфликтов. Получив здание в свое распоряжение, настоятели, как правило, ставили одну цель поскорее открыть храм для прихожан, что далеко не всегда соответствовало целям "охранников" от архитектуры. Более того, некоторые настоятели до сих пор не считают нужным согласовывать свои действия с КГИОПом они относятся к церковным зданиям, как к своей собственности. По признанию специалистов "охранного" комитета, нередки случаи, когда к историческому зданию абы как прилепляются хозяйственные пристройки.
Часто КГИОП сталкивается с тем, что настоятели церквей в целях экономии используют дешевую и, естественно, неквалифицированную рабочую силу. Особенно это печально, когда речь идет о воссоздании храмовой живописи. Помните, у Пушкина "мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля".
К слову, на первых порах, когда началась ажиотажная передача исконных зданий Церкви, не избежали ошибки, в каком-то смысле роковой передачи зданий не той конфессии. Такая неприятность случилась, к примеру, с церковью Во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на Боровой улице. Ее передали Совету евангельских христиан-баптистов. В свое время церковь была построена для Санкт-Петербургского епархиального братства, и соответственно в архитектуре фасадов храма использовались приемы традиционного культового зодчества России. Один из них обязательное пяти-главие, разрушенное в советское время и не вписавшееся в архитектурное решение Божьего дома евангельских христиан-баптистов. Утраченной оказалась и роспись стен, некогда решенная в традиционном "русском стиле". И сколько бы сотрудники КГИОПа не пытались вернуть зданию исторический облик, евангелисты отказывались: "это не наше". Подход к реставрации церковных зданий у разных конфессий свой. Если уж восстанавливать, то все таков негласный принцип православной Церкви, в общем-то, идущий вразрез с общепринятым на Западе направлением, заданным Венецианской хартией, согласно которому подлинные остатки музеефицируются в виде отдельных участков, а весь интерьер восстанавливается в упрощенных современных формах.
Впрочем, хотя позиция священнослужителей и противоречит "охранным" принципам, не терпящим стилизованных "новоделов", она имеет свой резон. Ведь зачастую после использования церковных зданий под нужды спортсменов, проектных организаций и прочих невольных "арендаторов" объемно-пространственное решение потеряло свою первозданность, да и сохранившиеся фрагменты живописи столь малы, что дабы донести заложенный в них сакральный смысл, они требуют полного воссоздания. Чем, кстати, ленинградская школа реставраторов и славна. По мнению специалистов КГИОПа, послевоенное десятилетие научило наших реставраторов именно воссоздавать и, возможно, лучше всех в мире.
04.05.2006
Источник: Санкт-Петербургский курьер