Веровать!
Разговор о спектакле Камы Гинкаса, начатый в предыдущем номере "Россiи", хочется продолжить слишком много разных "неудобных" мыслей бродит в голове после него. Очень о многом он заставляет задуматься и не выдать четкий ответ и решение проблемы, как зачастую бывает, а просто задуматься. Кама Гинкас, предоставив зрителям свои иллюстрированные размышления, и нет в них ни итога, ни убеждений четких, ни доказательств, есть только факты.
Этот спектакль не шоу, не зрелище, не моральная проповедь, а скорее "размышления на тему...", и, прежде всего, эти размышления важны для самого режиссера. В какой-то степени это очень личный спектакль, важный для режиссера своей противоречивостью, как любая религия, важный верой в самое лучшее в человеке, как верит Иисус. И важный жестокой правдой, которой служит Инквизитор.
Художественную основу спектакля составляет глава "Великий Инквизитор" из романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы". Та самая глава, где Иван Карамазов делится с братом соображениями о своей "новой" религии, та самая глава, где Иисус, молча выслушав неистовый монолог Инквизитора, поцелует его и больше никогда не явится людям, так и оставшись тайной для них; как того и хотел Инквизитор. Иван Карамазов (Николай Иванов), молодой человек, не обремененный своими мыслями, не похожий на неистового проповедника "своей" религии, хотя очень страстно и доказательно говорит о ней своему брату Алеше Карамазову (Андрей Финягин). Алеша Карамазов почти ничего не говорит брату, лишь слушает, а точнее, вслушивается и не может понять, почему Иван оказывается правым. Зрителю остается сидеть и внимать и так же, как и Алеше, разрываться на две части: правды и теории, Христа и Инквизитора. Будет ли когда-нибудь гармония в мире логики и теории, практики и правды?
Что происходит в душе актера Игоря Ясуловича, исполняющего роль Великого Инквизитора, неизвестно. Его Инквизитор беспомощен, нет, он не злой, не жестокий жалкий. Он человек, не дождавшийся Царства Небесного на земле и счастья страждущему человечеству, как и было обещано, но поверивший когда-то в человека, чем и уподобился Богу. Но всю его сознательную жизнь история доказывала Инквизитору обратное: человеку нужен хлеб, человеку нужен миф это правда, а все остальное дух человека это вера. Инквизитор Ясуловича не увидел той гармонии веры и жизни. А суть веры и заключается в том, чтобы веровать.
Анна Коваева
Бессмертные истины
Языческие обряды и традиции всегда привлекали и еще долго будут привлекать внимание людей творческих профессий, будь то художники, музыканты или писатели. Почему? Да потому, что именно в язычестве наши этнические корни. И они, пожалуй, самые верные. Ведь в те далекие времена, когда человек стал осознавать мир вокруг себя и себя в этом мире, его окружала только природа. И к этой природе человек пытался приспособиться, как-то объяснить для себя такие явления, как гроза, засуха, наводнение и конечно же смена времен года. Прикидывал, думал, подмечал, запоминал различные приметы. И в отличие от нас, сегодняшних рационалистов, относился к природе почтительно.
Человеческая фантазия очеловечила природу. Так было ближе и понятнее. Вот и появились гномы, эльфы, дриады, русалки, лешие, боги солнца, луны, грома, воды, земли... Наверное, нет такого народа, у которого не было бы так называемых сезонных мифов и легенд и праздников, с ними связанных. В тех широтах, где зимы особенно суровые, приход долгожданной теплой весны был одним из самых почитаемых и радостных праздников. И конечно, существовало огромное количество разных обрядов, знаменующих пробуждение природы.
В музыкальном театре Владимира Назарова поставили музыкальную феерию "Лесная песня" по одноименной пьесе Леси Украинки, посвященную именно пробуждению природы, встрече весны и непростым отношениям между природой и человеком. Молодой музыкант Лукаш и красавица дриада Мавка встретились в лесу и полюбили друг друга. Но на пути влюбленных встали коварство нечисти и черная людская зависть. Герои гибнут, но любовь погибнуть не может, и души героев возносятся в светлый мир, чтобы быть вместе всегда.
Когда я писал музыку, мысль двигалась по трем направлениям: деревня с ее фольклорными мотивами, первобытный лес, в котором звучат языческие ритмы, и тема жертвенной любви героев, рассказывает Владимир Назаров. Наша "Лесная песня очень простая история о любви и свободе. И очень современная, с вопросами, волнующими сегодня: что происходит с природой, что делает с ней человек и, губя ее, не губит ли себя, забывая, что он лишь часть ее? "Любовь побеждает смерть"... Романтическая иллюзия? Расхожая формула? А может быть, все-таки реальность? Можно ли ради любви пожертвовать собой? Нам хочется, чтобы спектакль напомнил о вечных истинах, к которым каждый должен стремиться.
Ирина Орлова
04.05.2006
Источник: Россiя