Варфоломей, милостью Божией архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский Патриарх, всей полноте Церкви благодать, мир и милость от воскресшего со славою Спаса Христа
"Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши?"
Братья-сослужители, благочестивые и боголюбивые чада Церкви!
Всякое естество недоумевает и ужасается: лик ангельcкий и человеков собор, вся тварь со страхом и трепетом предстоит великой и неизреченной тайне Святых Страстей и светоносного Восстания Спасителя Христа. И вопрошает: "Как может умереть Жизнь, истинная и самосущая Жизнь, Источник Жизни? Как может гроб соделаться вместилищем Жизни, то есть Самого Господа нашего Иисуса Христа, рекшего: "Я есмь ... Жизнь" (Ин.14, 6)?". Ответ был дан cамим Воскресением.
Многие из вопрошений многовековой давности звучат и поныне. То, что произошло тогда раз и навсегда, возобновляется постоянно и непреложно. Тайна длится, но длится и недоумение. Для многих Христос по-прежнему есть "знамение пререкания" (Лк.2,34). Он распинается, но и воскресает. Крест остается соблазном для одних и безумием для других (1Кор.1,23). Воскресшего из мертвых одни осмеивают (Деян.17,32), другие – подвергают оклеветанию (Мф.28,11-15), но Он по-прежнему царствует в сердцах верных.
Мы, верные, предвкушаем Воскресение, живем Воскресением, не страшимся физической смерти тела, ибо веруем в Воскресение Христа и всех человеков. Мы видим в нем непреложный факт, подтверждаемый нашим общением со святыми, которые хоть по человеческому разумению и умерли, на деле продолжают жить, общаться с нами и помогать нам в земной жизни.
Но как тогда, так и ныне не престает звучать пронзительный вопль фанатизма: "Распни, распни Его!". И как в ту пору, так и теперь робость и безответственность власть имущих говорят в ответ: "Возьмите Его вы и распните" (Ин.19,6).
Жизнь восстала, Христос воскрес! И мы свидетельствуем это не только доводами разума, но и собственной обновляющейся жизнью. Свидетельство наше достоверно тогда, когда живет в нас воскресший Христос, когда все бытие наше озарено радостью, миром и непреложностью Его Восстания.
Перед нами, конечно, остается гроб как угроза жизни – жизни человека и его естественного окружения. Мы имеем в виду не тление и смерть как биологические понятия, но те формы их, что обрывают человеческую жизнь внезапно, жестоко и насильственно. Те, что оскорбляют нашу совесть, обесценивают личность, разрушают красоту тварного естества.
Мы подразумеваем здесь, наряду с прочим, жизнь, которая предается смерти до того, как увидит солнечный свет.
Мы подразумеваем миллионы детей, которых сводят в могилу нищета, голод, отсутствие простейших лекарственных средств, жестокосердие тех, кто мог бы, но не делает для них самого насущного, бесстыдство тех, кто эксплуататирует и растлевает детскую невинность и чистоту.
Мы подразумеваем жертв повседневного насилия, религиозного, национального, племенного и всякого иного фанатизма, равно как и военных конфликтов, чьи виновники остаются глухи и безучастны к требованию всего человечества прекратить вражду и установить на земле нерушимый мир.
Мы подразумеваем, наконец, хищническое отношение человека к природной среде, которую он порабощает силой и хитростью, погубляя в своем ненасытном стремлении к эксплуатации и наживе дарованную ей Творцом красоту, подрывая самую основу и залог выживания будущих поколений.
Мы подразумеваем те формы жизни, что несут в себе признаки смерти (духовно-нравственные или физические), последствия страстей и заблуждений, оскудения или алчности, обесценения или подавления жизни.
Возлюбленные и многолюбезные братья и чада!
В нынешнем году мы вновь поклонились Святым Страстям Спаса нашего Иисуса Христа. Мы знаем, что слово о крестной Его смерти есть безумие для всех коснеющих в неверии и шествующих к погибели и, напротив, сила Божия для всех совершающих путь спасения с верою (1Кор.1,18) и в светозарном блеске Восстания Христова.
Пребывая в силе и радости Воскресения Господня, мы чтим жизнь наших собратий, надеясь тем самым положить конец взаимоистреблению, отринуть насилие и фанатизм, которые угрожают жизни. Торжество Воскресения должно быть пережито как торжество жизни, братства, упования и надежды.
"Христос воскресе и жизнь жительствует", Ему же слава, честь и держава во веки веков.
Святая Пасха 2006 г.
Варфоломей Константинопольский,
пламенный молитвенник ко Христу о всех вас
По материалам источников: Православие.Ru