Незадолго до Пасхи развернулась дискуссия о происхождении человека. Она была начата на Западе, а ныне сомнения в убедительности эволюционной теории Дарвина достигли России. Дискуссия распространилась на другие морально-этические проблемы, новые явления в обществе, по которым Православная церковь высказывает свое несогласие и осуждение.
Прежде всего россияне усомнились в том, чему учили в школе, а именно, что человек произошел от обезьяны. По данным недавнего опроса ВЦИОМа, лишь 24% российского населения считают, что "человек произошел от обезьяны в процессе естественной эволюции". Победой религиозного воспитания после распада Союза и разложения коммунистической идеологии можно считать тот факт, что 24% сегодня полагают, будто "человек был создан Богом, высшими силами". 35% занимают более осторожную позицию, говоря, что "современная наука пока не в состоянии ответить на этот вопрос".
При столь различной трактовке тайны происхождения человека нашим гражданам свойственны в этом вопросе значительный демократизм и терпимость: 63% считают, что в школе и вузах надо преподавать оба взгляда на происхождение человека, чтобы ученики и студенты могли сами выбрать, какая версия кажется им наиболее убедительной. 9% настаивают на том, чтобы преподавалась лишь "божественная теория происхождения человека". Традиционного школьного дарвинистского подхода в преподавании считают необходимым придерживаться только 17% граждан России. Но хотя подавляющее большинство против монополии дарвинизма на историю происхождения человека, лишь 20% выступают за "исключение теории Дарвина из школьных учебников". Тем не менее 5% готовы поддержать уголовную ответственность за пропаганду "ереси" дарвинизма. Представители Русской православной церкви регулярно с осуждением высказываются о некоторых новых явлениях в жизни общества, связанных со здоровьем людей. Здесь позиция церкви находит поддержку большого числа сограждан. В частности, в отношении "трансплантации человеческих органов в медицинских целях". Треть населения 35% считает, что такие операции должны делаться свободно, их не следует "ни запрещать, ни ограничивать". В то же время 42% занимают "ограничительную" позицию: "это надо не запрещать, но сильно ограничить"; наконец, 18% стоят на позиции церкви, что такие операции "надо запретить вплоть до уголовной ответственности".
Еще более критическую позицию россияне высказывают по поводу эвтаназии. Около четверти населения 23% считают, что не следует ограничивать "возможность тяжелобольным людям добровольно уйти из жизни". 36% за то, чтобы это не запрещать, но сильно ограничить. И 28% полагают вместе с церковью, что эвтаназию надо запретить вплоть до уголовной ответственности".
Наиболее негативное отношение сложилось у населения по поводу клонирования живых организмов лабораторным путем. Лишь 22% готовы разрешить такие эксперименты. 32% считают, что их надо сильно ограничить, и большая часть 39% разделяют церковную позицию, что клонирование должно быть запрещено с уголовным преследованием нарушающих этот запрет.
Авторитет церкви наиболее заметно проявляется в массовой поддержке введения в школах курса религиозного воспитания, изучения основ религиозной культуры. Одобряют эту меру 63% опрошенных, не одобряют такой шаг 29% населения. Точно так же одобряют введение в школах "изучение основ православия" за это выступают 64%, против 27%. Практически в такой же мере население поддерживает и широко обсуждаемую сейчас идею восстановления в армии должности полкового священника "для усиления воспитательной работы в Вооруженных силах". 62% полностью или скорее одобряют эту меру, и 24% относятся к ней отрицательно.
Положительно в целом оценивая роль церкви в жизни общества, участники опроса по-разному характеризуют свое отношение к религии (они могли дать несколько ответов). Для 11% граждан "религия в первую очередь это соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни". Еще 22% говорят, что для них это "личное спасение, общение с Богом". Для двух третей религия это скорее следование моральным и культурным нормам: 23% назвали "следование моральным и нравственным нормам", для 43% религия это "национальная традиция, вера предков", и 24% видят в религии прежде всего "часть мировой культуры и истории". Лишь 5% назвали религию "предрассудком".
06.05.2006
Источник: Новое время