9 мая. День Великой Победы, Победы жизни над смертью, над адом. 61 год назад это великое торжество прошло в дни Великого Православного праздника Светлого Христова Воскресения. После праздника одного из Небесных покровителей нашего Отечества святого великомученика Георгия Победоносца. В день Победы незнакомые люди целовались друг с другом со слезами на глазах. И в этом присутствовало пасхальное родство. Это был святой праздник, святая Победа, добытая немыслимыми жертвами и нечеловеческими усилиями, это была вершина духовного торжества русского народа.
"Ищите во всем великого смысла. Ничто не бывает беспричинным" , писал преподобный Нектарий, старец Оптинский. Вся история нашей страны подтверждается Библейским принципом: "За преступление Закона Божия неминуемо грядет наказание, за покаяние и молитвы помилование". Что же препятствовало Великой Отечественной войне? Безбожные пятилетки, разрушение повсеместное храмов, монастырей, надругательства над святынями, уничтожение священнослужителей, унижение великого православного русского народа. И. Сталин обещал окончательно уничтожить Церковь к маю 1937 года. Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря (Валаам тогда принадлежал Финляндии) во время службы в храме было видение. Он увидел Божию Матерь и сонм святых, которые молили Господа о спасении России (старец этот почил в Псково-Печерском монастыре, прожив около 100 лет).
Но Бог силен, как говорил апостол Павел, зло обратить в добро. Война началась в воскресенье, когда Церковь совершала память всех русских святых праздник, установленный в 1918 году, когда открылось гонение на верующих. В лице Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия Церковь призвала православных и весь народ к жертвенному подвигу "ради защиты священных границ нашей Родины". Святая Церковь осознавала, что с несравненно большей угрозой повторяются времена Батыя, немецких крестоносцев, Наполеона, что "жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить наш народ на колени перед неправдой, голым насилием, принудив его пожертвовать кровным заветом любви к своему Отечеству". Православная Церковь всегда разделяла судьбу своего народа, с ним она несла испытания и утешалась его успехами. И Церковь благословила небесным благословением предстоящий всенародный подвиг.
Это была война за Родину, за Истину, за Правду. Священная война. По всей стране гремела песня "Идет война народная, священная война... " Большая, настоящая беда привела к народному единению.
Безбожная власть прекрасно понимала, что рассчитывать она может только на великую жертвенность русского народа. Интересно, что Сталин в своем первом выступлении по радио обратился к народу со словами: "Братья и сестры... " (и дело здесь вовсе не в его семинарском прошлом). А в речи на параде Красной Армии 7 ноября 1941 г. провозгласил: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова". Советская власть вспомнила о Церкви. Есть сведения (эти сведения принадлежат Э. И. Писавцеву бывшему инструктору ЦК КПСС, в 1960 80-е гг. курирующему религиозные вопросы в СССР), что уже в июле 1941 г. состоялась первая краткая встреча Сталина с митрополитом Сергием, которой, как утверждается, оба остались довольны (Доклад религиоведа Э. И. Писавцева Институт научного атеизма на конференции Петербургского отдела общества "Мемориал". 1993 г. ).
Было восстановлено патриаршество. Множество епископов и священников возвращены из ссылок. Последовало открытие храмов. Война была отмечена необычайным религиозным подъемом. Во все времена вражеских нашествий наши предки возлагали свое упование не только на силу оружия, но, в первую очередь, на силу веры и молитвы. И в этой войне молились иерархи и миряне, воины и труженики тыла после изнурительного трудового дня, женщины и мужчины. Молились в храмах, на полях сражений, в госпиталях, в осажденных городах.
В своих воспоминаниях об отце дочь маршала Жукова Мария Георгиевна рассказывает: "Пришли в боевые порядки одного стрелкового полка. И увидел Жуков иконку на бруствере солдатской траншеи на позиции пулеметного расчета. Солдаты в траншее готовились к бою, а Пресвятая Богородица смотрела на них с иконы, прилаженной к горке глинистой земли. Командир полка, командир дивизии кинулись извиняться мол, недоглядели. Замполит кинулся к брустверу. Жуков взглянул на них, махнул рукой, как делают, когда человеку бесполезно что-то говорить: "Эх, вы... !" И пошел к солдатам, узнал, что сержант с женой, оба воронежские, из деревни, перед войной иконку в церкви освятили... Жуков пожал его крестьянскую руку".
Мария Георгиевна часто встречалась с ветеранами, беседовала с ними и никогда не слышала, чтобы кто-то из них сказал, что Бога нет. Наоборот, они рассказывали, что их матери много молились всю войну, многим зашивали в шапку или в гимнастерку образки Божией Матери, молитву "Живый в помощи Вышнего". "С Богом" , провожали родственники на фронт. 90 % солдат были крестьянами, а значит, крещеными, верующими. А русский народ не переделать. Мария Георгиевна пишет, что ее отец был христианином. И это не легенда, был собран ряд свидетельств о том, что маршал Жуков возил с собой по фронтам Казанскую икону Божией Матери, которую в конце 40-х годов попросил оставить в алтаре храма в г. Киеве, назвав ее своей "военной" иконой. Киев матерь городов русских был освобожден нашими войсками в день празднования Казанской иконы Божией Матери. И это было знаменательным событием: отсюда началась Русь наша; здесь произошло Крещение нашего народа, который избрал навсегда Христианство, Православную Веру!
Казанская икона Божией Матери "Заступница усердная". Мы часто думаем, что чудеса и знамения были в прошлом, но они совершаются по молитвам постоянно.
Осажденный, измученный холодом и голодом Ленинград. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг образа город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался город, ведь помощи ему практически не было. И подтверждаются слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским Петру I, о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью и, пока Казанская ее икона в городе и есть молящиеся, враг не может войти в город. Вот почему жители города так почитают Казанскую икону Божией Матери.
Разгром немцев под Москвой это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери из Тихвинского храма была обнесена самолетом вокруг Москвы по приказу Сталина. Столица была спасена.
Под Сталинградом перед Казанским образом Божией Матери в ноябре 1942 г. совершал молебен митрополит Николай (Якушевич). Тогда же, в 1942 г. , самолет с Казанской иконой Пресвятой Богородицы облетел Сталинград факт, который подтвердил в беседе с писателем Юрием Бондаревым маршал Г. К. Жуков. Этот факт подтвердил впоследствии и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
В день Богоявления, 19 января 1943 г. , митрополит Сергий возглавил крестный ход на Иордань. Это были решающие дни боев за Сталинград. Владыка особенно горячо молился Господу Богу о победе русского воинства. И утром была передана весть о разгроме немецких войск (из воспоминания келейника митрополита Сергия архимандрита Иоанна (Разумова). Можно много примеров привести помощи Божией нашему народу.
А теперь несколько слов о наших военачальниках. Из свидетельства очевидцев известно, что начальник Генерального штаба Б. М. Шапошников носил финифтевый образ свят. Николая. Его преемником стал сын священника из Кинешмы маршал А. М. Василевский. В освобожденной Вене в 1945 г. по приказу маршала Ф. И. Толбухина (брат которого священник служил все военные годы в Ленинграде) были отреставрированы витражи в русском православном соборе и отлит в дар храму колокол с надписью "Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии". Неоднократно свои религиозные чувства публично проявлял командующий Ленинградским фронтом маршал А. А. Говоров. Он присутствовал на некоторых богослужениях в Никольском кафедральном соборе. После Сталинградской битвы стал посещать православные храмы маршал В. Н. Чуйков. Люди видели, что Бог есть, что Бог не оставит Россию. Тесно переплеталась вера в Бога с верою в Победу.
Наш народ народ-Богоносец. И пока жива вера в народе, милость Божия никогда не оставляла Россию. И в ту войну Господь помог нашему народу, а предстательство Пречистой Богоматери, молитвы сонма святых земли Русской давали мужество и силы нашему воинству противостоять врагу и победить.
04.05.2006
Источник: Вечерняя Рязань