Памяти новомученников
Завтра, 6 мая, впервые состоится празднование Соборной памяти святых новомучеников Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, обратился с рапортом на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, где испрашивал благословения Предстоятеля Русской Православной Церкви установить в обители ежегодное празднование Собора этих святых в субботу, перед Неделей святых жен-мироносиц. В настоящее время написана икона святых новомучеников и подготовлена книга, рассказывающая об их жизни и страданиях. Святейший Патриарх благословил совершение ежегодного празднования Соборной памяти этих святых.
Имена священника Сергия Лебедева и четырех монахинь и послушниц Новодевичьего монастыря Наталии (Ульяновой), Ирины (Хвостовой), Матроны (Алексеевой) и Марии (Цейтлин), пострадавших за веру Христову в годы безбожных гонений, в разное время были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века (празднование совершается по церковному календарю 25 января или в ближайшее последующее воскресенье). Отныне у новомучеников Новодевичей обители будет и свой особый день памяти. Каждый из них своим путем шел за Христом на место расстрела, на Бутовский полигон НКВД. Святейший Патриарх Алексий назвал это место массовых расстрелов ни в чем неповинных людей "Русской Голгофой". Разными были и социальное происхождение, образование, возраст мучеников. Объединяла их вера Христова и верность Церкви.
...Родился священномученик Сергий 3 июля 1875 года в Москве, в семье диакона Павла Лебедева, служившего в Екатерининском храме на Большой Ордынке. Семья жила в Замоскворечье. В 1895 году Сергей Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и стал преподавать Закон Божий в Московской Мароновской церковно-приходской школе, а с 1897-го еще и в Перервинском духовном училище. В 1898 году он был рукоположен во священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. Вскоре он овдовел. С этого момента для отца Сергия начался новый этап духовной жизни она, по сути, стала монашеской. Глубокое знание богослужебного устава, благоговейность и молитвенность служения священника Сергия Лебедева были отмечены священноначалием: ему поручили помогать недавно рукоположенным священникам, которых направляли на стажировку в Новодевичий монастырь. Отец Сергий был хорошим проповедником. Пророчески звучали его слова, когда он учил своих духовных детей хранить веру Христову "и в час иепытания в темнице, среди гонения, среди голода и холода, в бедах от братии и лжебратий, и под мечом палача".
"Вспомните весь собор мучеников, перечитайте их жития, писал он, и вы увидите, изнемогло ли Христово слово, оставлял ли Господь в полной беспомощности Своих верных служителей? .. Нет, все с такой радостью ощущали близость Христа к себе, что лобызали орудия мучения и смерти... которые приближали их еще более к Тому, Кто, по вознесении Своем на небо, с отеческой любовью приготовил им там многие светлые обители".
26 сентября 1920 года отец Сергий был возведен в сан протоиерея. Первый раз его арестовали весной 1922 года по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Под видом "помощи голодающим Поволжья" безбожные власти попытались окончательно закрыть и разграбить храмы Божий. Его обвиняли в том, что он препятствовал проведению в жизнь постановления ВЦИК и "вошел в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое бывшим Патриархом Тихоном". Московский революционный трибунал приговорил протоиерея Сергия к полутора годам заключения. В соответствии с амнистией он был освобожден досрочно, в июле 1923 года. Священник вернулся к исполнению своих обязанностей. Новодевичий монастырь был закрыт, и протоиерей Сергий стал служить в московской церкви Живоначальной Троицы в Зубове. В 1931 году новый арест. 30 апреля 1931 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам ссылки в Северный край. В 1934 году, по окончании срока ссылки, протоиерей Сергий был освобожден.
После возвращения в Москву протоиерей Сергий был некоторое время секретарем заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. Служил протоиерей Сергий тогда в храме Петра и Павла в поселке Малаховка Люберецкого района Московской области.
В третий раз он был арестован 21 января 1938 года. Прощаясь с матерью, слуга Христов поклонился ей в ноги и сказал: "Матушка, в этой жизни мы уже не встретимся". На допросах отец Сергий держался мужественно, отвергая обвинения в контрреволюционной деятельности против советской власти. Верного слугу Христова арестовали вместе с группой священников Ухтомского благочиния Московской епархии и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Следствие по сути, формальное было закончено к началу марта того же года. Обвинения были нелепы. Репрессивный аппарат выполнял поставленную перед ним задачу. Всех священников обвиняли в том, что они "осенью 1937 года организовались в контрреволюционную группу и, проводя среди населения Ухтомского района контрреволюционную агитацию, поставили своей целью проповедовать монархический строй, оказывать противодействие политике партии и советской власти, создавать среди населения недовольство и проводить подготовку населения к приходу новой капиталистической власти". 15 марта тройка НКВД приговорила священников к расстрелу, и через неделю, 22 марта 1938 года, они были расстреляны. В пятидесятые годы священника Сергия Лебедева полностью реабилитировали. Посмертно.
Преподобномученица Наталия родилась в 1889 году в городе Ельце Орловской губернии в семье столяра Николая Николаевича Ульянова. В 1910 году Наталья приехала в Москву, поступила в Новодевичий монастырь и подвизалась в нем на различных послушаниях до его закрытия в 1922 году. После закрытия обители она, как и многие насельницы, осталась жить в одной из монастырских келий, которые были превращены властями в коммунальные квартиры, где к монахиням были поселены люди, настроенные зачастую к вере враждебно.
Послушница Наталья подвизалась в качестве певчей и псаломщицы в московских храмах; в 1930 году она поступила на государственную службу курьером и уборщицей в Московский городской банк, располагавшийся тогда на Ильинке. Ей в то время пришлось нести в виде трудовых повинностей все те тяготы, которые выпали на долю народа: ее часто мобилизовывали то на очистку снега на железной дороге, то на торфоразработки.
9 марта 1938 года лжесвидетели подписали против нее составленные следователем показания. На следующий день, 10 марта, послушница Наталья была арестована и заключена под стражу в 7-е отделение милиции Фрунзенского района города Москвы.
15 марта тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница Наталия Ульянова была расстреляна 22 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Полностью реабилитирована посмертно.
Преподобномученица Ирина родилась в 1882 году в селе Агинтово Константиновской волости Сергиевского уезда Московской губернии в семье крестьянина Михаила Хвостова. Окончив сельскую школу, она поступила в Новодевичий монастырь в Москве, в котором подвизалась и тогда, когда начался захват монастырских помещений. Покинув место своих иноческих подвигов в 1932 году, она поселилась в доме отца в родном селе.
В конце тридцатых годов, когда начался период наиболее ожесточенных гонений на Русскую Православную Церковь, сотрудники НКВД 23 января 1938 года допросили в качестве дежурных свидетелей должностных лиц, которые дали показания, необходимые следствию. 27 января инокиня Ирина была арестована и заключена в тюрьму в Сергиевом Посаде. После многочисленных допросов 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила инокиню к расстрелу. Инокиня Ирина (Хвостова) была расстреляна 26 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Преподобномученица Матрона родилась в 1862 году в деревне Замятино Зубцовского уезда Тверской губернии в семье Иакова Алексеева. О ее жизни нам известно немного. Она была монахиней и также подвизалась в Московском Новодевичьем монастыре. После закрытия монастыря в 1922 году монахиня Матрона осталась проживать на территории разоренной обители. К ней на квартиру часто приходили священники и монахини, поселившиеся недалеко от этой древней обители Москвы, расположенной в те годы на окраине столицы. В начале декабря 1937 года власти допросили свидетелей, которые в своих показаниях оговорили сестер как враждебно настроенных по отношению к советской власти, очень религиозных, поэтому часто собирающихся вместе для бесед.
Во втором часу ночи 22 марта 1938 года монахиня Матрона была арестована и заключена под стражу в 7-м отделении милиции города Москвы. После ареста состояние здоровья 76-летней монахини сильно ухудшилось. Ее определили на лечение в Московскую областную тюремную больницу НКВД, где она 1 апреля 1938 года скончалась, так ни разу и не быв допрошена. Место ее погребения неизвестно.
Преподобномученица Мария родилась в 1869 году в городе Ярославле в семье рабочего Василия Цейтлина. Желая послужить Господу в равноангельном чине, она в 1886 году поступила послушницей в Новодевичью обитель. После ее закрытия и разорения монахиня Мария, подобно другим сестрам, поселилась вблизи монастыря на Большой Пироговской улице. Осведомители, которые проживали в одном доме с монахиней Марией либо по соседству, регулярно сообщали в НКВД, что сестры монастыря собираются временами вместе и ведут беседы, сравнивая нынешнюю жизнь с дореволюционной. Во время массовых гонений, когда повсеместно арестовывались не только служащие священники, но и монашествующие уже давно закрытых монастырей, была арестована и монахиня Мария. 3 июня 1938 года тройка НКВД приговорила монахиню Марию (Цейтлин) к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 7 декабря 1938 года она прибыла в Сиблаг, где через несколько дней, 15 декабря 1938 года, находясь в пересыльном пункте лагеря, умерла и была погребена в безвестной могиле.
Вчитываясь в документы следственных дел, понимаешь, насколько нелепыми были предъявленные обвинения. Задачей следствия было при внешнем соблюдении "социалистической законности", в соответствии с полученной разнарядкой, подвести всех арестованных священнослужителей и монашествующих под расстрельную статью.
Церковь прославила святых мучеников. По благославению Святейшего Патриарха Алексия у Собора новомучеников Новодевичьей обители теперь есть свой особый день памяти, а у стольного града Москвы произошло прибавление к сугубым молитвенникам за него.
Воскресения день, просветимся торжеством
Продолжается пасхальный фестиваль на Подмосковной земле. В четверг Светлой седмицы эстафету пасхальных торжеств приняло Орехово-Зуево.
В собор Рождества Богородицы, где Владыка митрополит совершил Божественную литургию, прибыли мэр Орехово-Зуево В.А. Кудинов и глава Орехово-Зуевского района А.П. Филиппов. После Литургии Владыка посетил Духовно-просветительский центр "Благовест", где расположена воскресная школа, лекторий для взрослых, православный кинозал, компьютерный класс, тренажерный и теннисный залы, хореографическая студия, а также классы иконописи и церковного пения.
Следующим пунктом программы визита митрополита Ювеналия стало посещение детского сада "Яблонька" для детей с дефектами речи (заведующая Л.Н. Молчанова). Этот выбор был сделан не случайно: "Яблонька" уже несколько лет тесно сотрудничает с Орехово-Зуевским благочинием.
Завершением праздничной программы стало областное родительское собрание "Подмосковная весна. Дорога к храму" в доме культуры "Карболит", куда прибыла также министр образования Л.Н. Антонова.
В пятницу Светлой седмицы, в день празднования иконы Божьей Матери "Живоносный Источник", митрополит Ювеналий посетил город Дмитров. У врат Успенского кафедрального собора Владыку встретили глава Дмитровского района В.В. Гаврилов и наряженные в красочные народные костюмы воспитанницы Центра "Русский дом" и воскресной школы. За Литургией пел хор Сретенского мужского монастыря и детский духовный хор воскресной православной школы Успенского кафедрального собора.
Особенность богослужения пятка Светлыя седмицы, предусмотренная церковным уставом,
водосвятный молебен перед иконой Божией Матери, именуемой "Живоносный Источник". Множество людей собирается в этот день в храмы, чтобы не только принять участие в пасхальном богослужении и крестном ходе, но и принести домой святую воду от Живоносного Источника.
Проходя с крестным ходом мимо алтарной части собора, глава администрации Дмитровского района В.В. Гаврилов показал Владыке митрополиту площадку, подготовленную под строительство здания духовного центра Дмитровского благочиния. После крестного хода митрополит Ювеналий тепло поздравил всех присутствующих дмитровчан со Светлым праздником.
Завершилась Светлая пасхальная седмица. Но в подмосковной Коломне она продолжается на день дольше: по традиции на Фомино воскресенье разделить пасхальную радость с коломенцами приезжает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
30 апреля Владыка совершил праздничную Божественную литургию и торжественный крестный ход в Успенском кафедральном соборе. На этом шествии вместе с иконой Воскресения Христова несли вновь написанный образ священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (1860-1937). В своем пасхальном слове на богослужении Владыка поздравил коломенцев со Светлым
Христовым Воскресением и сообщил о том, что на последнем заседании Священного Синода святитель Феодосии был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Митрополит выразил надежду, что летом нынешнего года совершится обретение мощей этого угодника Божия.
На службе пело четыре хора: соборный, семинарский, Ново-Голутвина монастыря и детский хор Троицкой церкви Щурова. В священный сан были рукоположены два студента семинарии: диакон Григорий Федотов во иерея, а Дионисий Тонкое во диакона.
Пасхальное торжество продолжилось во Дворце культуры "Коломна"; собравшихся приветствовали митрополит Ювеналий и глава города В.И. Шувалов.
Праздничная программа включала выступления известных хоровых коллективов города: Коломенской духовной семинарии, Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, детской хоровой школы имени А.В. Свешникова, солистов хора Троицкой церкви в Щурове.
Особенно порадовали пасхальные поздравления детей: учащихся филиала Проводниковской средней школы, хора "Глаголик" и ансамбля "Рябинушка".
Высокое назначение
Все воскресные дни года посвящены прославлению Воскресшего Господа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим ученикам. Воскресные дни недели от праздника Светлого Христова Воскресенья до отдания Пасхи имеют такое же посвящение, но в еще более превосходной степени. Всего недель до отдания Пасхи шесть, а до Пятидесятницы семь. Первая Неделя Пасхальная, вторая Фомина, третья святых жен-мироносиц. О Фоминой неделе мы уже беседовали с читателями. Сегодня, накануне третьего воскресенья по Пасхе, наш разговор о Неделе жен-мироносиц. Этот праздник в текущем году приходится на 7 мая.
Святая Церковь в своем богослужении в Неделю святых жен-мироносиц побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и славному Воскресению Спасителя, которого удостоились увидеть первыми жены-мироносицы.
Из всех близких к Господу учеников особенно трогательными чертами описываются в богослужении этого дня святой подвиг, преданность и любовь к своему Учителю и Господу жен-мироносиц. Содержание праздника говорит и об отношении Бога к своим созданиям. Верующие люди должны учиться у Спасителя мира истинному уважению женщины, а христианки брать пример с учениц Христовых.
На страницах Евангелия мы читаем о том, как служили Господу Его ученицы при Его жизни, как послужили Ему и по Его смерти. Жены-мироносицы высочайший пример христианской заботы о человеке. Они прямо продолжали дело Божьей Матери. Ученицы Христа заботились о телесных нуждах Богочеловека и тем самым, конечно, помогали Ему в Его служении. Господь благоволил им первыми узнать о Своем Воскресении.
С древнейших времен существовало убеждение, что женщина по природе своей слабее и ниже мужчины и потому всегда должна находиться у него в подчинении.
Это подчинение женщины, соединенное большею частью с ее угнетением и страданиями, вызвало, особенно в предыдущие два века, множество защитников ее самостоятельности и независимости. Стали доказывать, иногда даже в ущерб самобытности женской природы, что женщина во всех отношениях равна мужчине и потому существовавшее ее подчинение должно быть уничтожено как остаток времени варварства. И в наше время существуют в мире такие два полярных отношения к месту женщины, к ее положению в обществе, в жизни, в социальном, религиозном, политическом служении.
Христианское воззрение на женщину находится между этими двумя крайними к ней отношениями. Христианство признает, с одной стороны, полное человеческое равенство мужчины и женщины, но не отрицает с другой, и тех естественных особенностей натуры мужчин и женщин, которыми определяется различие их взаимных отношений, их общественного положения и назначения в жизни. Христианство защищает человеческое достоинство и права женщины и, вместе с тем, отдавая должное ее природным особенностям, на основании их определяет ее отношение к мужчине и значение в религиозной, семейной и общественной жизни.
В христианстве мы видим примирение двух сторон женской личности общечеловеческой и непосредственно женственной. Это величайшая заслуга христианства. Призывая женщину к высокому назначению служению истине и добру, христианство предоставило ей полный простор для развития разумно-нравственных сил и дает этим силам надлежащее направление, указывает характер и сферу деятельности.
Только в обществе, придерживающемся христианских заповедей, женщина может быть по-настоящему счастливой и достичь должного совершенства. В свою очередь, задача общества состоит в том, чтобы принять эти истины и воплощать их в жизнь.
Радоница
В редакцию пришло письмо из города Королева. Читательница Л. С. Токмачева задает вопрос о дне поминовения усопших христиан, называющемся Радоницей. Она спрашивает, "действительно ли такое необычное название поминального дня происходит от слова "радость" и если это так, то чему радоваться? "
В Святой Христовой Церкви всегда уделяется самое тщательное внимание посмертному состоянию человеческой души. Православная Церковь невеста Христова, как чадолюбивая мать, постоянно печется о своих детях, стремясь ввести нас в райские обители. Никогда не забывая об отошедших с земли христианах, она знает времена и сроки особенных молений за них, отлагая эти молитвы в дни великой радости о Воскресшем Христе. Сразу же после седмицы лучезарного празднования Пасхи Христовой, по истечении восьми праздничных дней как образа бесконечности торжеств, во вторник Фоминой седмицы совершается молитвенное поминовение усопших христиан. В этом году такое традиционное поминовение совершалось 2 мая. Благочестивый обычай поминовения христиан, окончивших земную жизнь в вере в Воскресшего Господа, называется Радоницей. Права наша читательница, такое название дня поминовения усопших происходит от слова "радость", потому что в этот день верующие христиане, сердца которых не покидает пасхальная радость о торжестве Жизни над смертью и тлением, идут в православный храм (для соборной молитвы об усопших), а затем шествуют на могилы своих родных и близких поделиться с ними радостью о Воскресшем Спасителе.Эту радость вначале возвестил умершим Сам Господь Иисус Христос, сошедший в ад, чтобы проповедовать победу над адом и смертью.
В нынешнем году Радоница была 2 мая. Также в весенние дни, наполненные пасхальным ликованием, но уже 9 Мая, в День Великой Победы, совершается особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 годов. Поминовение усопших воинов совершается в соответствии с определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 декабря 1994 года.
05.05.2006
Источник: Ежедневные новости-Подмосковье