ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Православное Подмосковье

Дивен Бог во святых своих

12 мая 2006

6 мая в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был впервые отмечен праздник Собора новомучеников этой обители, в который вошли священномученик Сергий (Лебедев) и преподобномученицы Наталия (Ульянова), Ирина (Хвостова), Матрона (Алексеева) и Мария (Цейтлин). К этой дате была написана икона святых мучеников и издана брошюра с описанием житий святых.

В Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении архиепископа Можайского Григория, епископа Илиана, епископа Видновского Тихона, благочинных, настоятелей монастырей и духовенства Московской епархии совершил Божественную литургию, праздничный молебен и крестный ходе иконой новопрославленных святых. В празднике приняли участие все настоятели и настоятельницы монастырей Московской епархии, прихожане святой обители и множество верующих Москвы и Подмосковья.

Обращаясь после богослужения к участникам празднества Владыка митрополит сказал, что после прославления в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе сонма новомучеников и исповедников Российских XX века было принято решение продолжить исследования подвига страдальцев за веру Христову. Его Высокопреосвященство отметил, что на каждом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принимается решение о пополнении Собора новомучеников и исповедников новыми именами. И тем не менее, о служении многих подвижников нам еще неизвестно. Поэтому, в молитвенных обращениях к новомученикам мы просим о предстательстве и тех, чьи имена известны только Богу.

Владыка Ювеналий выразил надежду, что со временем православный народ узнает о новом празднике Новодевичьей обители – и множество богомольцев будет стекаться сюда в субботу перед неделей Жен-мироносиц, чтобы прославить Собор новомучеников Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря.

Праздник завершился трапезой в палатах Новодевичьего монастыря, за которой продолжалось общение архипастырей, священнослужителей и мирян. Все присутствовавшие получили в благословение иконы собора новомучеников и брошюры с описанием их подвига за Христа.


Торжества в Харькове

7 мая митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий принял участие в юбилейных торжествах, посвященных 85-летию со дня рождения и тезоименитству митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака), постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви. В Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе города Харькова, которую возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, приняли участие 17 Преосвященных архиереев.

После богослужения митрополит Ювеналий огласил адресованное юбиляру личное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. По поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия за усердные пастырские труды митрополит Ювеналий вручил Высокопреосвященнейшему Никодиму орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени.

С пожеланием пасхальной радости митрополит Ювеналий передал юбиляру на молитвенную память икону преподобного Серафима Саровского.


Встань и ходи

Продолжаем отвечать на письма. Наша постоянная читательница Светлана Ивановна Павлова из Химок задает в своем письме вопрос, возникший у нее в связи с недавними публикациями в газете. Светлана Ивановна благодарит за них и пишет: "То, что воскресные дни, следующие за Пасхой Христовой, посвящены Божьей Матери и святым женам-мироносицам – очень понятно. Православные христиане, живущие сейчас радостью о Воскресшем Спасителе нашем, думают о святых учениках Иисуса Христа – об апостолах, ученицах Его. Но вот я посмотрела в календаре, что четвертое воскресенье после Пасхи посвящено расслабленному. Этот день называется в календаре Неделя о расслабленном. Надеюсь, что вы будете рассказывать об этом воскресенье, так прошу вас, ответьте и на мой вопрос: почему же Церковь вспоминает в этот день человека, которого называют не по имени, а расслабленный?" Благодарим нашу читательницу за интересный вопрос и отвечаем на него. В начале – о событии, которое вспоминает Святая Церковь.

Иисуса Христа во время Его земной жизни многие звали Галелиянином, потому что Он любил эту область Святой земли и часто бывал в ней, приходя в Иудею лишь в связи с очень важными событиями. И вот Христос пришел в Иерусалим из Галелеи на праздник. В это время произошло то событие, которое нас интересует. Перескажем евангельское повествование об этом, написанное апостолом Иоанном Богословом, по-русски.

Вблизи храма, у овечьих ворот, через который прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня с пятью крытыми ходами, или галереями. Купальня эта с галереями называлась Вифездою, что значит дом милосердия. В галереях, при купальне, лежало много больных, слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали движения воды, потому что Ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду. И кто первый входил в воду после возмущения ее, тот становился здоровым – исцелялся, какою бы ни страдал болезнью. Иисус Христос посетил этот дом милосердия. Там Он увидел одного расслабленного, который был болен тридцать восемь лет. Иисус Христос спросил его: "Хочешь ли быть здоровым?" Больной ответил: "Да, Господи, но я не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня". Иисус Христос сказал ему: "Встань, возьми постель и ходи".

Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Поэтому иудеи говорили исцеленному: "Сегодня суббота, не должно тебе нести постель".

Исцеленный отвечал им: "Тот, Кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти". "Кто сказал тебе это?" – спросили они. Но он не мог им ответить, потому что не знал Иисуса

Христа. Христос же, исцеливши его, скрылся в народе.

Вскоре после этого Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: "Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже".

Тогда этот человек пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус.

Старейшины (начальники) иудейские стали гнать Иисуса Христа и искали случая убить Его за то, что Он делает такие дела в субботу. Они учили, что в субботу грешно делать даже и добрые дела.

Иисус же говорил им: "Отец Мой доныне делает (добро), и Я делаю. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он (Бог Отец), то и Сын (Божий) творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Кто не почитает Сына, тот не почитает и Отца, пославшего Его. Исследуйте священные писания ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне".

После этого иудеи еще больше восстали на Него и сильнее искали случая убить Его за то, что Он не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называет Бога, делая Себя равным Богу.

Милосердный Сын Божий приходит туда, где страдание, где болезни и воздыхания. Народ, собравшийся вокруг

Овчей купели, – это образ мира, не просвещенного Христом, но алчущего благодати и чуда. Воля этого мира к преодолению своего греховного начала расслаблена и парализована, его населяют слепые – ибо не имеют способности различать между добром и злом; хромые – ибо не находят в себе сил следовать путем правды Божией; иссохшие – ибо закоснели во грехе, унынии или отчаянии. Да, почти все они сами виноваты в своих страданиях, но кто может судить их? И главное: у страждущих есть вера в чудо, вера в исцеление.

Страждущий мир с надеждой смотрит на купель, где происходит чудо исцелений, где может совершиться чудо преображения нашей немощи в силу Божию. Но даже здесь каждый занят лишь собой, помышляет лишь о собственном благе и не снисходит к нужде другого. "Не имею человека!" – вот горестный вопль мира, еще не знающего Христа и погибающего в эгоизме и себялюбии.

Поразительны при этом кротость и вера, с которыми долгих тридцать восемь лет ожидал расслабленный милости Божией. Он не извергал хулу на небеса, не проклинал день и час своего рождения, не впадал в отчаяние, подобно многим из нас при несравненно меньших испытаниях. Он терпеливо ждал Человека, Который однажды явился ему, – не раньше и не позже, чем это было необходимо для его спасения. Ибо никому из нас не дается ноша сверх сил.

И все же Спаситель считает нужным задать расслабленному вопрос: точно ли тот желает исцеления? Вопрос только на поверхностный взгляд кажется излишним, потому что Вопрошающий побуждает им каждого из нас исследовать природу своей немощи, укорененной в греховной жизни. Готов ли ты отречься от себя, чтобы, облекшись в нового человека, возродиться душою и телом? Тогда встань и ходи, говорит Христос.

Расслабленный грешник ни на мгновение не усомнился в божественной власти Иисуса сотворить над ним чудо, воздвигнув от одра болезни. И был вознагражден исцелением. "Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже", – читаем мы у евангелиста Иоанна. Эти слова не только изъясняют нам, хотя и косвенно, что истинную причину недуга следует искать в прежде совершенном грехе; и не только отеческое предостережение на будущее заключено в них.

В этих словах Господа звучит призыв к ответственности человека за свою жизнь и за спасение души. Принеся Себя в Жертву за род человеческий, Христос возложил на нас единственный долг: жить по закону Его.

Нет необходимости останавливаться на том, что все вышесказанное можно и нужно отнести к каждому из нас. В четвертое воскресенье по Пасхе Церковь предлагает нам чтение из Евангелия, наилучшим образом подходящее для нынешнего времени как богослужебного, церковного круга, так и обычного, календарного года, когда весна заканчивается, приближается лето, идут пасхальные торжества, и мы себе даем возможность как-то расслабиться, отдохнуть. Нередко в наших душах появляются чуждые мысли... И вот мы слышим это чтение, через образы напоминающее нам о событиях, происшедших в истории народа израильского, а также и о тех вещах, которые случаются в нашей духовной жизни. Принимая дарованное Господом исцеление и многие другие блага, которые Он дает нам, мы часто идем по тому же самому пути, по которому пошли иудеи, отрекаясь от Господа. Ведь человек, получивший от Бога все, что только можно было желать, предал Христа. Каждый сам знает, что всякое согрешение, всякое неправедное, недоброе, нехорошее дело или даже помысел – это еще один гвоздь, вбитый в пречистые руки Господа, еще одно наше предательство Бога, отречение от Него. Пусть этого внешне и незаметно, но Господь знает наше сердце. Поэтому Церковь увещевает, напоминая нам о том, что хотя и можно иногда позволить себе ослабить напряжение жизни, но чтобы это не было полной расслабленностью и, главное, чтобы это не стало предательством в отношении Господа, отходом от Церкви, от Таинств, чтобы мы вовремя одумались и не последовали примеру расслабленного из евангельского чтения о нем.

12.05.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама