Картина "Код да Винчи" по одноименному роману американского писателя Дэна Брауна обросла кучей скандалов еще до своего выхода на экраны. А все благодаря судебным тяжбам с автором романа, дважды обвиненным в плагиате, и периодическим нападкам сначала на само литературное произведение, а потом и на его экранизацию со стороны церкви. И так как рекламу он получил наимощнейшую, кажется, уже не важно, как его снимали и как сыграли в нем актеры... Тем не менее весь мир с нетерпением ждет 18 мая, когда картина "Код да Винчи" увидит свет. Фильму предрекают огромные сборы в прокате. А католическая церковь продолжает агитировать граждан бойкотировать его и даже требует запретить картину к показу. Мы решили рассказать о ней и о том, почему она вызвала такие нападки не только со стороны Римской католической церкви, но и Русской православной церкви.
Роман "Код да Винчи" был опубликован в апреле 2003 года и сразу стал мировой литературной сенсацией. Через год книга уже была переведена на более чем 40 языков. Сегодня ее тираж составляет более 25 млн. экземпляров. Прибыль автора романа Дэна Брауна составила порядка $270 миллионов. Ажиотаж вокруг книги привлек разных литературных рыбешек помельче, которые попытались сами раскрутиться на волне популярности новомодного произведения. Одни стали писать в стиле "Кода да Винчи" появилась даже российская версия: "Одиночество-12" Арсена Ревазова. Другие стали предпринимать попытки разгадать поставленные Брауном загадки, самой популярной стала "Взламывая код да Винчи" Саймона Кокса.
Естественно, такой интерес к книге не мог не привлечь внимание и кинокомпаний. Columbia Pictures довольно быстро за $6 млн. выкупила у Дэна Брауна права на экранизацию и приступила к съемкам. Режиссером нового американского шедевра стал Рони Ховард, известный зрителям по фильмам "Аполлон-13", "Игры разума", "Всплеск". Дальше начался подбор актеров на главные роли. Ховард хотел, чтобы профессора Гарвардского университета Роберта Лэнгдона сыграл Билл Пэкстон, но тот отказался из-за напряженного В качестве претендентов на главную роль также пробовались Рассел Кроу, Ральф Файнс, Хью Джек-мен и Джордж Клуни, но создатели "Кода да Винчи" остановили свой выбор на Томе Хэнксе. На главную женскую роль выбрали Одри Тоту, которая легко обошла Софи Марсо, Вирджини Ледуайен, Беатрис Далль. Также в картине снялись знаменитый французский актер Жан Рено и британские актеры Йэн Маккеллен, Альфред Молина и Пол Беттани.
К "Джоконде" съемочную группу не пустили
Съемки "Кода да Винчи" начались на Вандомской площади, именно там, в отеле "Ритц", и начинается действие романа. Потом по сюжету должны были работать в Лувре. Для этого Рони Ховард запросил разрешение у министерства культуры Франции, а также у директора музея Анри Луаретта и получил его. Правда, работать могли только по вторникам, когда в Лувре официальный выходной день, и по ночам. За это, по слухам, руководство Лувра получило кругленькую сумму из расчета около 30 тыс. евро в день.
При этом пустить съемочную группу к картине "Мона Лиза" да Винчи министерство культуры Франции ни за какие деньги не согласилось, пояснив, что осветительные приборы могут повредить шедевр. В результате американцам пришлось довольствоваться копией "Джоконды".
А вот роль Вестминстерского аббатства, руководство которого подвергло роман Дэна Брауна резкой критике и наотрез отказалось дать разрешение на съемки, исполнил собор Линкольна. Интересно, что сначала его настоятель Алек Найт строго осудил книгу, назвав ее полной ерундой, а потом не смог отказать в разрешении на съемки, когда продюсеры кинокомпании Columbia Pictures предложили ему около 100 тыс. фунтов стерлингов в качестве пожертвования. Служители культа также возложили надежды на то, что съемки привлекут к собору внимание туристов, которые вносят свою немалую лепту в сбор средств на нужды церкви. Тем не менее перед началом создания картины монахи собора Линкольна попытались митинговать по их мнению, такое святотатство не должно происходить в их соборе. Сестра Мария Мишель даже совершила 12-часовую молитву у кафедрального собора в английском городе Линкольн. Но свое решение настоятель не изменил.
Не попала команда Рона Ховарда и в парижскую церковь Сен-Сюплис, где по сюжету романа совершается второе преступление. Но на этот раз причины отказа были скорее практические, нежели идеологические. Глава церкви заявил, что после выхода в свет книги Брауна популярность Сен-Сюплис настолько возросла, что он теперь не может позволить нарушить бесперебойную работу храма. А что касается романа, то, по мнению священника, это просто хороший детектив. Как показывает практика, деньги решают многое, как и в случае с линкольнским собором, директор шотландской часовни Рослин, несмотря на то что потомки основателей были против, за 4 млн. фунтов стерлингов разрешил съемки в часовне. Объяснил он это тем, что возможность отреставрировать часовню XV века, вернув ей первоначальный облик, важнее скандальной атмосферы, окружающей "Код да Винчи".
Премьера провоцирует массовое сумасшествие
Элладская православная церковь и католики Мальты призвали всех верующих бойкотировать фильм. А в Сингапуре цензоры запретили пускать на премьеру тех, кому не исполнилось 16 лет. Дети могут подумать, что картина основана на реальных событиях, так объяснили свой шаг цензоры. Греческая православная церковь раскритиковала роман Дэна Брауна "Код да Винчи", назвав его оскорбительным и ошибочным. В Индии группа католиков решилась на крайние меры. Они объявляют бессрочную голодовку с требованием запретить показ кино. Организаторы акции заявили, что голодовка не безответственный шаг, а хорошо продуманное решение, цель которого прекратить "безумное буйство ереси, шагающее по планете". Национальная конференция епископов Бразилии выступила с заявлением, в котором осудила известное произведение Дэна Брауна. Как заявил генеральный секретарь Национальной конференции епископов Одило Шерер, показ "Кода Да Винчи" "является неуважением к религиозным чувствам и сознанию многих людей".
Церковь отрицает женитьбу Иисуса на Марии Магдалине
Чем же вызвана такая негативная реакция со стороны Церкви по отношению к столь популярному роману Дэна Брауна? Во-первых, испанская католическая организация "Опус Деи" была возмущена тем, что в книге именно она является главным злодеем. Они направили письмо Columbia Sony Pictures с просьбой поместить в начальные титры фильма "Код да Винчи" специальное сообщение, в котором бы говорилось, что эта картина вымысел. Также организация попросили снять эпизод с Иисусом и Магдалиной более неопределенно, а упоминание об испанской религиозной организации убрать.
Во-вторых, самым скандальным моментом книги католическая церковь посчитала то, что Иисус женился на Марии Магдалине, бывшей проститутке. К тому же, по книге Брауна, она еще и родила Христу ребенка. Британское Католическое агентство в поддержку Благой Вести (CASE) даже создало сайт, цель которого опровергать утверждения о Христе и Церкви, содержащиеся в бестселлере Дэна Брауна "Код да Винчи".
Дэн Браун находится под большим запретом
Второй человек в Ватикане после Папы Римского кардинал Анджело Амато призвал бойкотировать не только печатную версию романа "Кода да Винчи", но и его экранизацию. Он заявил, что текст книги направлен против христианства, содержит клевету, искажает исторические и теологические представления об Иисусе, Евангелии и Церкви. Например, в Иордании Религиозный совет потребовал от государства даже наложить запрет на показ фильма "Код да Винчи". По мнению совета, эта кинокартина, равно как и сама книга Дэна Брауна, оскорбляет верующих, так как извращает факты, изложенные в Библии и Коране. Совет напомнил о том, что ранее в Иордании и Ливане был запрещен к публикации сам роман Дэна Брауна.
С осуждением книги выступили и представители Русской православной церкви. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин заявил, что попытки изобразить жизнь Господа Иисуса Христа в версии, противоречащей Евангелию и церковной традиции, происходят не в первый раз: "Подобное происходило и вскоре после окончания Его земной жизни, и практически во все последующие века, особенно в XX веке. Такие фантазии обычно появлялись и появляются по двум причинам: из-за желания оправдать грех и из-за желания приобрести мирскую славу".
"Последнее искушение Христа" проиграло "Страстям Христовым"
Понятно, что для многих "Код да Винчи" как кость в горле. Незатейливый детективный сюжет с историческими отступами вызвал на удивление большую волну возмущений. И это не первый фильм на христианскую тематику, который имеет такой большой резонанс со стороны и Римской католической церкви и Русской православной, вспомните хотя бы сколько скандалов было вокруг картины Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа". Тогда выходу фильма также воспротивилась церковь. Католики и протестанты выступили единым фронтом против невиданного богохульства. Правда, в том случае ополчились только на кино, книга греческого писателя Никоса Казандзакиса, которая вышла в 1955 году и по которой Скорсезе и снял свой фильм, не была предана анафеме. Против чего же писатель с режиссером так согрешили? Распятого Христа искушает Сатана. Христос представляет себе, как он зажил нормальной человеческой жизнью, женился, завел детей, состарился. Поскольку дети сами по себе не родятся, то в фильме есть соответствующая сцена их зачатия вероятно, одна из самых целомудренных в мировом кино. Под вопли протестов фильм вышел на экраны и даже номинировался на "Оскар". Правда, эффект рекламы тогда не сыграл и кассовых рекордов "Последнее искушение Христа" не поставило, но стало классикой кинематографа.
А "Страсти Христовы", снятые Мелом Гибсоном, церковь приняла. Кстати, актер и режиссер является членом той самой "Опус Деи".
Продолжение "Кода да Винчи" следует
Как же сам писатель отвечает на бесконечные нападки в свой адрес? Видимо, он догадывался, что его произведение может вызвать неодобрение отцов Церкви, поэтому сразу заявил: "Это просто роман. Я написал книгу, чтобы попытаться больше узнать о некоторых аспектах христианства, которые меня интересуют. Большинство христиан понимают мою позицию и относятся к книге как к развлекательной истории, стимулирующей дискуссии на религиозные темы". И той реакцией, которую он получил от Церкви на "Код да Винчи", он доволен. По мнению автора, подобные дискуссии идут участникам лишь на пользу: "Разногласия и споры ведут лишь к оздоровлению Церкви. Единственный реальный враг религии это апатия, а яростные споры лучшее лекарство от апатии".
Странно только одно: оппоненты "Кода да Винчи" не понимают, что чем больше нападок и запретов получают книга и фильм, тем больше к ним интерес. Получилось, что Римская католическая церковь и Русская православная церковь, наоборот, устроили невероятный промоушен произведения, и теперь даже те, которые не знали о шедевре господина Брауна, скорее всего пойдут его смотреть.
Пока одни борются за запрет романа и кино, другие с нетерпением ждут начала проката фильма. А писатель Дэн Браун пишет продолжение "Кода да Винчи". Видимо, чтобы еще больше разозлить священнослужителей. Дата выхода книги пока неизвестна.
Резонанс
Марат Гельман, галерист и политолог: Духовные лица испугались конкуренции
К роману надо относиться как произведению художника, который, вдохновленный какой-нибудь евангельской историей, делает свою работу. Она не имеет никакого отношения к вере. Любой человек имеет право на переосмысление чего угодно, а действующий в нашей стране закон о свободе вероисповедания подразумевает еще и уважение любого образа мира и любых форм поиска истины. В последнее время меня не покидает ощущение, что Церковь очень много пытается вмешиваться в светское искусство, пытается кому-то что-то запретить, а это неправильно. Она должна одобрять или не одобрять, а не запрещать. Возьмем ту же Иорданию, там же есть люди, принадлежащие к разным религиями, и почему некатолики не должны увидеть фильм? Сейчас вообще возврат к церковной цензуре какой-то. То детскую книгу о Гарри Поттере сжигают, то вот "Код да Винчи" теперь появился. Но я все-таки надеюсь, что до критической ситуации дело не дойдет. И опасности в "Коде да Винчи" я никакой не вижу.
Диакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии: Американский бестселлер крайне опасен
Сама по себе книжка попсовая. Но в ней таится и обычная масонская антихристианская провокация. Никаких исторических аргументов у автора нет. Типичная поделка в стиле "пришла и говорю". Спорить с автором невозможно. Но на самом деле дело вообще не в нем, просто многие люди, прочитав книгу, путают такое чтиво с историческим научным трактатом, "ведутся"на все описанное. Ведь рассказано все доступным, простым языком. Всего же специалисты из Ватикана насчитали в этом опусе около 600 исторических ошибок. И еще, самые страшные последствия романа, боюсь, у нас впереди, когда появятся различные секты на волне "Кода да Винчи".
15.05.2006
Источник: Наша Версия