Объединение двух ветвей некогда единой русской церкви Московского Патриархата и Русской зарубежной церкви ожидаемо не только верующими в России и за рубежом. В этом заинтересовано и государство. Недаром начало объединению положил президент Путин во время встречи с митрополитом Лавром в 2003 году
На открытии Всезарубежного Собора, проходившего на прошлой неделе в Сан-Франциско, глава РПЦЗ митрополит Лавр сказал, что "в условиях новообретенной свободы Архиерейский собор Московского Патриархата сделал ряд заявлений, которые внушили в нас надежду на изменения в отношении Московской Патриархии к принципиальным вопросам, доселе разделяющим нас".
Возникновение Зарубежной церкви, как известно, явилось следствием революционной трагедии 1917 года. Только что выбранный на церковном Соборе патриарх Тихон благословил создание на юге России, находившемся под контролем Белой армии, Высшего Церковного управления.
А осенью 1921 года состоялся Первый Всезарубежный Собор в Сремских Карл овцах (Сербия), на который собрались 24 епископа, священники и миряне. Позже был избран Архиерейский Синод под председательством митрополита Киевского Антония (Храповицкий). Он к этому времени оказался единственным митрополитом Русской церкви, остававшимся на свободе. Все остальные, включая и патриарха Тихона, были арестованы большевиками.
В 1925 году после смерти патриарха Тихона и ареста его преемника митрополита Крутицкого Петра РПЦ возглавил митрополит Сергий. В сентябре 1926 года он пишет обращение к епископам, находящимся за границей: "Польза самого церковного дела требует, чтобы вы общим согласием создали для себя центральный орган церковного управления, достаточно авторитетный для разрешения всех недоразумений и разногласий и имеющий силу пресекать недоразумения и всякое непослушание, не прибегая к нашей поддержке...". В конце письма он добавляет: "Едва ли мы с Вами увидимся еще в настоящей жизни".
Это было последнее письмо Сергия, в котором он свободно излагал свои мысли. Менее чем через год митрополит Сергий издал декларацию, где признает советскую власть за подлинно законную русскую власть, "радости которой суть наши радости и горести ее наши горести". После этого Архиерейский собор Зарубежной церкви постановил, что теперь надо жить самостоятельно "до освобождения нашей Церкви от гонений безбожной советской власти".
А в СССР все шло к тому, что церковь физически будет уничтожена на всю страну оставалось только 20 архиереев. Правда, патриотическая позиция церкви в годы войны принесла ей некоторые послабления: прошли выборы патриарха, открылся богословский институт, кое-где открылись храмы.
Однако позиция Зарубежной церкви в отношении Московской Патриархии оставалась неизменной до конца XX века. РПЦ, по мнению зарубежников, участвуя в экуменистическом движении, сделалась рупором безбожных кремлевских властей. И это было недалеко от истины, поскольку советское руководство активно использовало церковные связи для проведения своей внешней политики. А внутри страны власть продолжала преследовать верующих.
После распада СССР многие ожидали скорого объединения двух ветвей русской церкви. Но РПЦЗ во главе с митрополитом Виталием продолжала предъявлять претензии к Московской Патриархии, обвиняя архиереев в сотрудничестве с чекистами. Однако время брало свое. Между верующими и священниками двух церквей устанавливались личные отношения. В издательствах Московской Патриархии стали выходить книги зарубежных богословов и проповедников, прежде недоступные для верующих в СССР.
Прорыв в отношениях произошел после избрания в 2001 году главой РПЦЗ митрополита Лавра, который и встречался с президентом Путиным во время его визита в США. Затем состоялось несколько переговоров на высшем церковном уровне, встреча патриарха Алексия II в 2003 году с иерархами РПЦЗ. А Архиерейский собор РПЦ 2004 года одобрил воссоединение с Зарубежной церковью.
На пути объединения, кроме богословских и канонических проблем, которые, по мнению экспертов, вполне разрешимы, камнем преткновения, как всегда, становятся имущественные интересы. Ведь в собственности Зарубежной церкви немало недвижимости и церковных ценностей, а также ряд почитаемых христианами святынь. Поэтому в резолюции, принятой на прошедшем Всезарубежном Соборе, сказано, что "необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской зарубежной церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви". Таким образом нынешние зарубежные архиереи стремятся сохранить свою административную самостоятельность. И по-прежнему зарубежники продолжают настаивать на выходе РПЦ из "еретического" экуменистического движения. Однако процесс объединения становится уже необратимым. К тому же в нем заинтересовано и российское государство. Кремлю выгодно расширить свое влияние среди русской диаспоры, и он будет содействовать воссоединению двух ветвей русского православия.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР, Всезарубежный Собор в Сан-Франциско принял резолюцию, где сказано, что члены IV Собора единодушно выражают "свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви между ее частями во Отечестве и за рубежом".
15.05.2006
Источник: Русский курьер