Православная концепция прав человека, предложенная митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом на Всемирном российском национальном соборе (ВРНС), не станет руководством к действию для духовенства Томской епархии. Столичные потрясения не нарушили покой "дремотной Азии" на наших куполах.
Работа XX ВРНС проходила под эгидой Православной церкви. Председательствовал на нем патриарх Алексей II, ключевой доклад представил митрополит Кирилл. Этот доклад взволновал общественность и вызвал протест правозащитных организаций: еще бы, церковь в лице смоленского митрополита покусилась на святая святых – концепцию прав человека, принятую ООН! Взамен ее РПЦ предложила собственную, православную концепцию, как более отвечающую национальным духовным запросам. По словам докладчика, существующая декларация личных свобод нивелирует понятия добра и зла, подменяя их идеями плюрализма и, тем самым, поощряя низменные стороны человеческой натуры. Новая концепция прав человека должна базироваться на 10 библейских заповедях и апеллировать к созидательным началам личности.
Собор постановил создать православный правозащитный центр, призванный помочь священникам, как настоящим пастырям верующих, давать своим прихожанам не только нравственную, но и социальную поддержку.
Однако, по крайней мере, в Томске, этим новаторским идеям, вероятно, суждено остаться бумажными декларациями. Достаточно сказать, что в Томской епархии о существовании ВРНС даже не знали.
– Собор? Какой Собор? – удивился пресс-секретарь епархии Алексей Бервено. – Вы что-то путаете, сейчас не проходит ничего значительного. Ах, этот... Но это просто общественное мероприятие. За всем не уследишь. Мало ли где принимает участие РПЦ. Нет, я не уполномочен с вами об этом говорить. Необходимо взять благословение (разрешение – Е. В) владыки.
Благословение епископа так и не было получено. Разговор не состоялся. Церковь еще раз проявила свою закрытость. Хотя странно: контакт со СМИ – один из каналов, с помощью которого можно привлечь в храм многих оторванных от него людей. Или не нужны нашей Церкви новые прихожане?
– Да, РПЦ – закрытая организация, – подтвердил доцент кафедры политологии ТГУ Сергей Шпагин, – настолько закрытая, что я даже не могу ознакомиться с диссертациями своих коллег, принявшими сан. Их научные труды не попадают в публичные библиотеки, не достигают научной общественности, хотя и представляют для нее интерес. Однако сейчас Церковь проявляет более активную гражданскую позицию, а это очень, очень ценно! Участие православных иерархов в ВРНС – тому подтверждение.
– Но почувствуют ли прихожане на себе новую, более активную гражданскую позицию православия? Существуют ли механизмы, внедряющие в практическую жизнь социума провозглашенные идеи?
– Думаю, внедрение новых реалий – дело далекого будущего. Пока подобные диспуты носят преимущественно академический характер.
– Как, вероятно, и сам ВРНС...
– Да, его влияние достаточно ограниченно. Он консолидирует консервативные, националистические силы, которые в настоящий момент достаточно активны. Церковь выполняет на Соборе роль плотной крышки на бурлящем котле. Она одновременно и возглавляет эти силы, и ограничивает их действие. Не исключено, что православные деятели действуют по прямому указанию Кремля. Лояльность РПЦ к власти общеизвестна, а Кремлю необходим абсолютно лояльный и сильный игрок на этом поле.
– Возможно, поэтому местные священнослужители так безразличны к работе Собора?
– Возможно. Их практическая деятельность лежит в другой области – работе в воскресных школах, в Вооруженных силах, среди заключенных...
– И вот что интересно. Священник идет проповедовать в тюрьму, в казарму, но не в офис. Церковь много общается либо с бесправными людьми (заключенными, солдатами срочной службы), либо с людьми, чье сознание еще целиком не проснулось – детьми. А где же обычный, среднестатистический, пусть сравнительно благополучный человек? Почему он не охвачен? Разве ему не нужны христианские духовные ценности?
– Вероятно, священнослужители считают, что такой человек придет к ним сам. Православное духовенство очень болезненно относится к миссионерам – представителям других конфессий, но, в отличие от них, действительно не проявляет самостоятельной активности. Изменить позицию мешает представление о себе как о господствующей государственной религии.
Сейчас ситуация меняется. За последние несколько лет семинарии выпустили достаточно священников, и теперь они, при желании, могут уделять внимание каждому прихожанину. И работают они по-другому, как психологи, без прежнего жесткого авторитаризма. Возможно, еще через несколько лет, социальная позиция Церкви изменится настолько, что она придет к идее миссионерства в собственной стране.
13.05.2006
Источник: Вечерний Томск