24 апреля 2006 г. епископ Сергиевский Василий, управляющий Сурожской епархией, написал Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию письмо с просьбой освободить его от подчинения Московскому Патриархату с тем, чтобы епархия могла перейти в подчинение Вселенскому Патриархату на тех же правах, что и община "рю Дарю" в Париже, которой руководит архиепископ Команский Гавриил.
Историческая справка.
После того, как на Запад попали эмигранты первой волны, покинувшие Россию после революции 1917 г., Русское Православие в Западной Европе разделилось на три группы.
• Одна группа, первоначально называвшаяся "Церковь Заграницей" или "Церковь в Изгнании", теперь стала известна как Русская Православная Церковь Зарубежом (РПЦЗ, ROCOR). Она отделилась от Церкви-Матери на основании того, что та не имела возможности жить полной церковной жизнью под коммунистическим гнетом. РПЦЗ не находится в евхаристическом общении с Московским Патриархатом, но ведутся переговоры о возобновлении общения.
• Вторая, "рю Дарю" – группа во Франции, перешедшая в юрисдикцию Вселенского Патриархата, но сохранившая право продолжать следовать русской богослужебной традиции.
• Третья группа, которая всюду – кроме Великобритании, где митрополит Антоний основал в 1962 году Сурожскую епархию, – является наименьшей, осталась частью Московского Патриархата, но попыталась осуществить на практике реформы Собора Русской Православной Церкви 1917-18 гг., которые, по очевидным причинам, были неосуществимы в самой России.
Многие из изгнанников видели свое тяжелое положение как данный Богом подвиг – принести русскую Православную веру Западу. Хотя они не занимались собственно миссионерской деятельностью, они открыли свои двери всем народам и укоренились в местной культуре.
1 апреля 2003 Его Святейшество Патриарх Алексий написал письмо всем епископам русской традиции, с предложением об объединении трех разных "юрисдикций" в Западной Европе в автономный Митрополичий округ под омофором Московского Патриарха. Эта инициатива все еще вызывает большой интерес, хотя неясно, как ее можно осуществить.
Недавние события.
После падения коммунизма в Великобританию, в особенности в Лондон, устремился огромный поток русских. В отличие от первых волн эмиграции, эти вновь прибывшие могут свободно приезжать из своей родной страны и возвращаться туда, могут поддерживать там связи, включая церковные, и вполне естественно и законно, что они хотят это делать. Однако стало ясно, что пастырские и богослужебные нужды этих людей сильно отличаются от потребностей тех, кто вырос в Сурожской епархии в этой стране.
Задолго до смерти митрополита Антония это, к сожалению, привело к конфликту и кампании открытых писем, петиций, статей и обсуждений в Интернете, где открыто критиковались деятельность и видение епархии, а также ее руководство. Те же проблемы – преданность Московскому Патриархату, финансовый контроль, язык и стиль богослужения – поднимаются и сегодня. Это вопрос не личностей, а столкновения культур, что создает препятствия церковному строительству.
В то же время руководство епархии вынуждено было сделать вывод, что Московский Патриархат, главной заботой которого должно быть окормление русских, недавно прибывших в Великобританию, не считает возможным помочь погасить конфликт. Публично было заявлено, что в Патриархате поддерживают членов Сурожской епархии, "страдающих" от нынешнего руководства. Эти утверждения не были опровергнуты.
Духовенство и миряне на всех уровнях многократно предпринимали попытки разрешить конфликт. Сам митрополит Антоний тратил многие часы на беседы с людьми, но в конце концов вынужден был признать, что потерпел неудачу. Совсем недавно в лондонском соборе раздался призыв к "уклонению от работы".
Стало очевидным, что есть две различные задачи:
• Надлежащее пастырское окормление на русском языке недавно прибывших русских. Наиболее эффективно эту задачу сможет решать непосредственно Московский Патриархат, с помощью своего собственного духовенства и ресурсов.
• Развитие Сурожской епархии по пути, намеченному митрополитом Антонием. В епархии в настоящее время насчитывается тридцать приходов и евхаристических общин по всей Великобритании. Епархия организует целый ряд мероприятий: устраивает летние детские лагеря, проводит ежегодную конференцию, ведет благотворительную деятельность в России и в Лондоне, издает собственные литургические и иные тексты, а также ежеквартальный журнал. Подробности на веб-сайте www.sourozh.org
Каковы последствия прошения епископа Василия для епархии в целом?
• Согласно канонам, если ответы обоих Патриархов на прошения епископа Василия будут положительными, то духовенство и миряне епархии автоматически последуют за ним. Однако он заявил, что любой священнослужитель, который захочет остаться в Московском Патриархате или перейти куда-нибудь еще, получит отпускную грамоту; миряне же, разумеется, никак не связаны в своем решении идти туда, куда они пожелают.
• Изменится название епархии, ее журнала и веб-сайта.
• Жизнь духовенства и приходов, остающихся в епархии, в значительной степени останется прежней: литургическая практика не изменится и будет развиваться в том же направлении, что и раньше, в соответствии с русской литургической традицией.
• Члены епархии останутся в евхаристическом общении с Московским Патриархатом и со всей полнотой Православия.
• Епархия будет по-прежнему жить согласно своему Уставу, включая выборные Епархиальное собрание и Епархиальный совет.
• Епархия будет продолжать деятельность, направленную на объединение всех Церквей Русской традиции.
За разъяснениями просьба в первую очередь обращаться к местному духовенству.
01.05.2006
По материалам источников: dioceseinfo.org