Международный день музеев трудно назвать оптимистичным праздником. Все уже как-то привыкли к тому, что в нашей стране очень много учреждений культуры, вынужденных ежечасно бороться за свое существование. Музеи даже среди них особая группа риска. По определению нуждающиеся в довольно просторных помещениях, особых условиях хранения экспонатов и надежной системе безопасности, они, увы, как правило, первыми оказываются под ударом. Одни вынуждены защищаться от агрессивных нападок частных предпринимателей, вторые постоянно находятся под угрозой оптимизации, затеянной федеральными имущественными органами, третьи располагаются в памятниках культовой архитектуры, что неизбежно приводит к конфликтам с религиозными организациями. Особенно обидно, что участниками громких имущественных разбирательств становятся крупнейшие и известнейшие музеи России.
За примерами далеко ходить не нужно: наша газета уже не раз писала о Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, который последние три года только и занят тем, что пытается отстоять свое здание старинную усадьбу графов Остерманов на Делегатской улице. Другой пример Государственный историко-архитектурный музей-заповедник "Рязанский кремль" выселения которого усиленно добивается Рязанская епархия.
Похожую ситуацию сегодня переживает и Государственный литературный музей (ГЛМ), созданный в 1934 году в комплексе Высокопетровского монастыря. Советской общественности, по инициативе которой и были собраны первые материалы по истории русской литературы, тогда, конечно, было невдомек, что 70 лет спустя в монастырь вернутся прежние хозяева и учреждение культуры окажется лишним.
Взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) и учреждений культуры одна из самых болезненных и неоднозначных тем современной правовой практики. Кто должен сегодня управлять культовыми сооружениями церковь, утратившая их по решению Советского правительства, или музеи, благодаря которым памятники пережили советскую эпоху? Увы, случаев паритетного сосуществования в культовых стенах современная Россия практически не знает, тогда как громких конфликтов было уже немало.
Распоряжение Президента РФ о выводе из Высокопетровского монастыря учреждений культуры (помимо Литературного музея, занимающего помещения Нарышкинских палат, там до недавнего времени располагалось РОСИЗО) было подписано еще в 1994 поду. То есть вопрос о переезде Литературного музея в другое помещение, казалось бы, решен. Однако это в теории. А на практике вот уже 12 лет федеральные имущественные ведомства не могут найти для учреждения культуры приемлемого помещения. Зависнув в таком промежуточном состоянии, музей тем не менее вынужден постоянно отклонять намеки руководства РПЦ о том, что пора освободить святые стены. В канун Международного дня музеев коллектив ГЛМ написал открытое письмо, которое направил в Госдуму РФ, Совет Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Росимушество.
"Все адреса, которые до сих пор предлагались для рассмотрения музею Минимушеством России, вызывают недоумение, а чаще возмущение, говорится в письме. Это или части типовых промышленных комплексов, или старые здания, стены которых поражены грибком, и т.д. К тому же все эти помещения заняты работающими учреждениями? Здесь мы можем от себя добавить, что адреса, предлагавшиеся чиновниками, зачастую были едва ли не анекдотичны. Так, в поисках места для Литературного музея Минимущество однажды всерьез собралось уплотнить Государственную республиканскую детскую библиотеку на Калужской площади: по мнению чиновников, там было слишком много свободных площадей. К счастью, тогда оба учреждения удалось отстоять: одно от уплотнения, другое от переезда. Среди альтернативных вариантов Минимущества были и полуразвалившееся общежитие Стоматологического института, и даже верхний этаж завода "Ритм" выпускающего слуховые аппараты. Не раз намеревались чиновники и уплотнить ГЛМ за счет его же собственных филиалов благо у него их целых четырнадцать. "Мне не раз приходилось слышать о том, что 7 тысяч квадратных метров, которые имеются в распоряжении филиалов, это очень много и нужно более рационально их использовать, рассказывает директор Литературного музея Наталья Шахалова. И это притом что, освободив часть площадей Высокопетровского монастыря, мы были вынуждены срочно распределить наши коллекции по четырем разным адресам! Сложившаяся ситуация тем обиднее, что в последние годы интерес к нашему музею значительно возрос. Музей федерального уровня, обладающий ценнейшей коллекцией, насчитывающей около миллиона единиц хранения, не имеет возможности показать свои сокровища от рукописных книг XVI века до интереснейших материалов наших дней". Это ведь только непосвященному человеку может показаться, что Литературный музей это книги и рукописи. На самом деле собрание ГЛМ объединяет и архивы писателей, их мемориальные вещи, и коллекции лубков, икон, гравюр, живописи, и фотографии, и плакаты, и единственное в своем роде собрание звукозаписи голосов отечественных литераторов. Переместить все это в заведомо непригодные для хранения помещения? Или упаковать в коробки до лучших времен? К сожалению, далеким от специфики культурной отрасли чиновникам оба этих варианта кажутся вполне приемлемыми. Сам же музей считает идеальным местом своего нового размещения дом знаменитого поэта и героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова, что на Пречистенке, но, к сожалению, он несколько лет назад был передан коммерческой структуре. Подобным образом сложилась судьба и у других подходящих литературных адресов усадьбы Бегичевых на Мясницкой, где Александр Грибоедов работал на "(Горем от ума" и дома поэта Д.Веневитинова в Кривоколенном переулке.
Открытое письмо не более чем очередная попытка изложить историю мытарств, выпавших на долю ГЛМ с 1994 года, и достучаться до федеральных властей. Музейщики искренне надеются на то, что их призыв будет услышан. Впрочем, пока музей не получил ни одного ответа... Мы, в свою очередь, попытались самостоятельно выяснить перспективы Государственного литературного музея и обратились за комментарием в Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Там нам признались, что ситуация действительно сложилась аховая: подходящих помещений для музея такого уровня, как ГЛМ, в Москве сегодня нет, а возможность строительства нового музейного комплекса в свете постоянного сокращения госсредств на культуру пока даже не рассматривается. Но Роскультура совместно с Росимуществом продолжают искать варианты размещения Литературного музея. В ближайшее время этот вопрос будет вынесен на обсуждение совместной комиссии, и, возможно, тогда у знаменитого музея появятся хоть какие-то перспективы на переезд.
18.05.2006
Источник: Культура