ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Толерантность в многоконфессиональном обществе

Тамара Састамойнен :: 19 мая 2006

Нетерпимое отношение людей друг к другу на почве религиозного предпочтения и национальной принадлежности сегодня характерно для многих стран мира, поэтому становится актуальной проблема формирования гуманизма и толерантности в обществе. Актуальна она и для России, страны многоконфессиональной и многонациональной. Только в Государственном реестре Минюста на 1 января 2003 года были зарегистрированы 21448 религиозных организаций, представляющих более 60 конфессий, Церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, большое число религиозных организаций и групп действуют без регистрации, без статуса юридического лица. Сейчас практически в каждой области, крае, республике проживают люди как минимум 50-60 национальностей, последователи 20-30 конфессий или религиозных направлений. Естественно, что в России, особенно на современном этапе ее развития, с его резкими социальными и духовными изменениями в жизни общества, остро необходимо формирование толерантного сознания. Нам импонирует определение толерантности, данное А.Асмоловым: "Приобретенная устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям". Важно отметить, что члены общества живут и действуют на границах нескольких культур, поэтому им всем необходима межкультурная компетентность. Госпожа Нирмала Шривастава в своей книге "Метасовременная эпоха" пишет: "Все религии с древнейших времен говорили, что мужчина или женщина с помощью религии должны очищать свой ум через праведную жизнь. Цель всех религий состояла в том, чтобы установить баланс в каждой из дорог, по которым пойдут искатели (верующие), чтобы подготовить их к восхождению... Все великие религии (христианство, ислам, буддизм, ' индуизм) такие возвышенные, были преобразованы в некую новую форму, внутри которой была заложена агрессия.Единственный путь для решения этой проблемы – понять, что все религии по сути своей одинаковы и все религии нужно уважать... нужно понять, что все религии рождены на том же самом древе духовности и что люди сорвали цветы и дерутся этими увядшими цветами".

Межкультурная компетентность, открытость по отношению к идеям и социокультурным ценностям других народов – непременное условие становления и развития гражданской зрелости населения. С нашей точки зрения, толерантность – важная норма поведения члена общества, выражающая его гражданскую позицию. Человек, обладающий толерантным сознанием, устойчив психически и эмоционально, у него низкий уровень тревожности, развитое чувство эмпатии, этнические предрассудки отсутствуют, он отличается широтой мышления, исходит из того, что все люди равны, у него активная жизненная позиция, он дисциплинирован и ответствен.

Развитие толерантности связано с воспитанием чувств, способности к сопереживанию, сочувствию. Конечно, оно происходит с помощью формирования поведенческих моделей толерантного сознания. И одним из путей их формирования является духовное совершенствование личности. Госпожа Нирмала Шриваства отмечает: "Мы должны начать ясно осознавать тот факт, что за последние десятилетия нашим моральным качествам был нанесен огромный ущерб в результате того, что наши дети, родители и семьи оказались под влиянием хаотических условий современности. Для того чтобы обеспечить мирный общественный порядок, необходимо воскресить моральные качества в каждом устремлении".

В условиях открытости России и возможности выбора пути духовного совершенствования для каждого гражданина одним из таких путей является Сахаджа Йога. Мировоззренческо-философские основы Сахаджа Йоги, методические рекомендации и результаты ее научных исследований были подробно освещены в журнале "Наука и религия".

В Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры имени Лесгафта с 1993 года проводятся комплексные исследования воздействия духовной системы Сахаджа Йоги на человека ("Наука и религия" N 10, 2005). Здесь мы расскажем о воздействии методики^ духовной системы Сахаджа Йоги на формирование навыков самоуправления психоэмоциональным состоянием, развитие творческого начала и нравственных качеств – определяющих факторов толерантного сознания. В основе Сахаджа Йоги – механизм саморегуляции функций организма с помощью активизации потенциальной энергии, называемой на Востоке Кундалини. Сахаджа Йога определяет этот процесс как самореализацию. Практика этого метода рождает состояние мира и гармонии с окружающим миром, успокаивая ум. Мысли постоянно бомбардируют человеческий ум, создавая эго. Суперэго обременяет человека множеством условностей. Люди, обремененные условностями, полны страха, страх вызывает ^агрессию. Практикуя Сахаджа Йогу, человек выходит за пределы ума, достигая безмысленного состояния, обретает мир и покой.

Как было отмечено, личность, обладающая толерантным сознанием, характеризуется низким уровнем тревожности, развитым чувством эмпатии (от греческого "empatheia" – "сопереживание"). Постигая эмоциональные состояния другого человека, он сопереживает и сочувствует ему. Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, дает человеку правильные социальные ориентиры. В проведенном нами исследовании данных свойств личности приняли участие 350 человек из городов Набережные Челны и Тольятти. Они составили экспериментальную группу – 175 человек, практикующих Сахаджа Йогу, и контрольную группу – 175 человек, ведущих обычный образ жизни.

Духовная практика Сахаджа Йоги ориентирована прежде всего на духовное совершенствование личности. Одним из ее принципов является следующий: "Изменись сам – и поможешь измениться окружающим тебя людям". В результате анализа самооценки состояния личностных качеств по разработанной нами анкете выявлено, что члены экспериментальной группы (практикующие Сахаджа Йогу) могут управлять своим психоэмоциональным состоянием, не проявляя признаков депрессии, злости, раздражения. В результате медитаций по методике Сахаджа Йоги часто и постоянно в мире и покое находятся 88, 9 процента практикующих; в контрольной группе данный показатель – – 31, 2 процента.

Межличностные отношения проявляются в самых различных аспектах. О степени толерантности личности можно судить по взаимоотношениям на работе и в семье. Анализ результатов самооценки данных взаимоотношений показал, что духовная практика Сахаджа Йоги способствует доброжелательности и взаимопониманию в трудовом коллективе (лишь 14, 9 процента практикующих Сахаджа Йогу менее полугода имеют трудности в общении, в контрольной группе этот процент – 37); имеют трудности во взаимоотношениях с партнером по браку 6, 4 процента экспериментальной и 22, 8 процента респондентов контрольной группы.

В качестве положительного эффекта занятий по методу Сахаджа Йоги респонденты экспериментальной группы отметили следующее: обретение внутреннего мира и покоя, гармония с окружающим миром, состояние радости, оптимизм, чувство уверенности, терпение, доброта, сдержанность.

Отвечая на вопрос о цели жизни, практикующие Сахаджа Йогу назвали духовное восхождение, нравственную чистоту, духовный рост и помощь другим людям в познании истины, помощь обездоленным, помощь людям жить лучше, добиться полного понимания своего "Я", быть постоянно в союзе с Богом, раскрыть определенное для них Богом назначение в жизни.

Таким образом, исходя из данных нашего исследования, можно сделать вывод, что духовная практика Сахаджа Йоги, разработанная госпожой Нирмалой Шривастава, формирует толерантное сознание, доброжелательность к людям всех национальностей, уважительное отношение ко всем религиозным убеждениям, самоконтроль психоэмоционального состояния.


Састамойнен Тамара Васильевна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой менеджмента Санкт-Петербургского университета физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. С 1986 года проводит научные исследования психофизических практик Востока, в частности йоги. В 2004 году защитила докторскую диссертацию на тему "Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации". Является действительным членом Балтийской педагогической академии, а также Петровской академии наук и искусств.

19.05.2006

Источник: Наука и религия|||

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама