ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Злоупотребляющие исламом

Несколько слов о терроризме и "позитивном джихаде"

Cергей Шаргородский :: 19 мая 2006

В июне, как сообщает британский "Телеграф", на рассмотрение лидеров Европейского Союза могут быть представлены рекомендации "рабочей группы" чиновников ЕС по разработке особого лексикона для обсуждения проблемы мусульманского радикализма. Хотя на данном этапе речь идет именно о рекомендациях, а не обязательных к исполнению правилах, разработки эти весьма характерны. В частности, предлагается с сугубой осторожностью пользоваться терминами "мусульманский", "фундаменталистский", "джихад" и тому подобными, а словосочетание "исламский терроризм" заменять на нечто расплывчатое: "террористы, злоупотребляющие исламом" (terrorists who abusively invoke Islam). Цитируются также заявления представителей Евросоюза на конференции по "радикализации" в Берлине: для мусульманина "джихад является абсолютно позитивной концепцией борьбы со злом в самом себе".

Оставив на совести авторов этого высказывания подобную ограниченную концепцию джихада, в действительности включающего по крайней мере как "великий джихад" духовно-нравственного совершенствования, так и "меньший джихад" физического преодоления (в том числе и "джихад меча" во имя торжества веры), заметим, что удивляться здесь по сути нечему. В области цензурирования реальности западные и в частности европейские политики и СМИ берут все новые рубежи: достаточно лишь вспомнить недавние волнения во Франции, во время которых тщательно ретушировалось подспудное влияние исламского фактора, или взрывы в Лондоне летом минувшего года, когда корпорация ВВС с вызывающей оторопь оперативностью заменила на своем сайте сообщения о кровавой атаке "террористов" на "бомбистов".

Но и здесь удивляться нечему: терроризм в современном мире постепенно перестает именоваться таковым. Виной тому множество факторов, от "пост-колониализма" до культурной антропологии ХХ в. и философии New Age, от стремления к ложно понятой объективности и корректности до постмодернистской относительности высказывания – список при желании может быть продолжен. При этом страны, напрямую включенные в столкновение с терроризмом, как например США, Россия или Израиль, обычно куда менее склонны к языковым изыскам, особенно когда дело касается их самих ("террористическое нападение 11 сентября" давно стало клише), но и тут существуют примечательные исключения. Порою кажется, что диктуются они простым принципом: чем дальше от нас, тем меньше похоже на терроризм.

Выбор повсеместно тяготеет к дурному – в данном случае – компромиссу, к орвелловской "двоеречи". В большой политике и СМИ зачастую вспыхивают настоящие сражения за право использования самого понятия "террорист" – чего, согласимся, избежать не слишком просто, когда вокруг валяются ошметки тел взорванных женщин и детей или очередной герильеро открывает огонь по толпе ни в чем не повинных прохожих. Нередко в результате сложных обходных маневров выясняется, что совершили все эти деяния отнюдь не террористы, а какие-нибудь "активисты" или "милитанты". Под знаменитым лозунгом – кому террорист, а кому мать родна... простите, борец за свободу (One man’s terrorist is another’s freedom fighter) – действительность продолжает смещаться и мерцать, в кривых зеркалах дробятся и множатся всяческие "боевики", "радикалы", "бойцы", а то и бесхитростные "вооруженные люди". Ибо, цитируя хотя бы внутренние директивы [http://www.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news/2005/07/12/nbbc12.xml] уже упоминавшейся ВВС, "само слово "террорист" может препятствовать, а не способствовать пониманию" и потому его следует "избегать".

Очевидно, что в умах разработчиков подобных гласных и негласных указаний и директив царит известная неразбериха: методы, а именно методы террористические, путаются с целями – политическими, социальными, религиозными и т.п. – и вольно или невольно получают в конечном итоге некоторую легитимацию. Именно такие описания "препятствуют, а не способствуют пониманию" происходящего. Выход из тупика ясен – всякий, кто ради достижения своих целей использует террористические методы, может и должен быть назван террористом, без различия возраста, пола, национальной, этнической, политической или религиозной принадлежности. И использование заветного слова вовсе не является "эмоционально окрашенным" злоупотреблением терминологией, а определением, исходящим из методов действия.

Что такое террористические методы, также интуитивно ясно каждому: это, в первую очередь, убийство и захват в заложники мирных людей в целях устрашения, изменения политического климата, распространения собственных идей и т.п. (оставим сейчас в стороне как строгие определения, так и терроризм в контексте регулярных военных действий и государственной политики). Впрочем, ясно это и руководству западных СМИ – ведь даже на многострадальной ВВС, цитируя пресс-атташе, "слово "террорист" не является запретным". Правда, если дело пойдет так и дальше, мы вскоре услышим или прочтем нечто вроде "так называемые террористы, по недоразумению причисляемые к йеху", гуингмам, хронопам и фамам, жителям Северного полюса, нужное подставить.

Но если термин "террорист" становится почти подпольным, что уж говорить о терроризме "исламском"? Да и существует ли он? Отказ от попытки назвать явление своим именем приводит как раз к таким вопросам – явление, как неназываемые правители в провидческом романе недавно скончавшегося Ст. Лема "Эдем", становится как бы несуществующим. Между тем, в старательно лакируемой реальности исламский терроризм или терроризм радикального ислама имеет место быть – что отнюдь не превращает его в порочный признак мусульманской религии как таковой. Для любителей жонглировать терминологией добавим – это определение, а не заряженная эмоциями оценка.

Подобно любому другому специфически этническому или религиозно-политическому терроризму, терроризм исламский имеет свои характеристики, среди которых – не вдаваясь в эту тему подробно – в последние годы выделяется наличие географически широких и динамичных сетей финансирования, пропаганды и мобилизации сторонников, виртуозная индоктринация с религиозным уклоном, "глобализм" в выборе мишеней, массированные одномоментные акции, нацеленные на максимальное количество жертв, копирование удачных операций, использование террористов-самоубийц и т.п.

Однако наиболее примечательной чертой исламского терроризма является его появление в достаточно или сравнительно светских мусульманских обществах, казалось бы, совершенно к тому не предрасположенных – где "обычный" терроризм как один из методов политической, сепаратистской или кланово-этнической борьбы постепенно приобретает многие характеристики терроризма радикально-исламского, что сопровождается общим ростом фундаментализма.

В пример можно привести рост влияния проиранской "Хизбаллы" ("Партии Бога") на фоне гражданской войны уже минувшего века в Ливане, некогда известном как "ближневосточная Швейцария", или фундаменталистские группировки в Египте, только что отметившиеся чередой взрывов на курортах Синая. Обращаясь к собственному опыту наблюдений данного явления в Чечне и на протяжении двух палестинских "интифад", отмечу, что Чечню образца 1994 года, на момент начала войны, затруднительно было бы назвать религиозным обществом. Риторика риторикой, но мечети пустовали, ритуальный "зикр" считался "делом стариков" (это дословная цитата), зеленые повязки увидеть было не так-то просто, да и приемная Мовлади Удугова, дудаевского "министра пропаганды", была завалена вовсе не книжечками изречений аятоллы Хомейни, а вполне светскими брошюрками с портретами Саддама Хуссейна. Мало того, упоминание понятия "джихад" вызывало искреннее недоумение: в Чечне говорили разве что о "газавате", понимаемом как обет личной борьбы или мести, никак не связанный с войной до победного конца с неверными, и за инструкциями по действиям, необходимым для принятия такого обета, нередко обращались к тем же старейшинам – хранителям порядком забытых традиций. Перемены, случившиеся позднее – финансирование извне, проникновение в Чечню радикально-фундаменталистских добровольцев и индоктринаторов, показательные цветистые воззвания с непременной шапкой "Во имя Аллаха" и теракты, имевшие множество характерных черт исламского терроризма – общеизвестны.

Перемены в палестинском обществе, связанные с распространением фундаментализма и радикально-исламского терроризма и увенчавшиеся победой движения "Хамас" на январских парламентских выборах, не менее известны и характерны. Разумеется, общество это изначально было более религиозным и традиционным, но отличалось вдобавок резкой социальной поляризацией, чем не преминул воспользоваться "Хамас" на ранней стадии своей активности. Щедрое внешнее финансирование и попустительство израильских властей, мечтавших об альтернативном палестинском руководстве, позволили "Хамасу" создать широкую сеть социальной поддержки и благотворительности, прежде всего в беднейших палестинских регионах, в самом истоке и сердце "интифады" (сектор Газы). На все это в виде надстройки постепенно наслаивалась настойчивая проповедь фундаменталистских ценностей, а также создание военизированного крыла с разветвленной системой террористических групп и отрядов, чьи радикально-"джихадистские" методы вскоре затмили подвиги в свое время гораздо более популярных "Фатаха", "Народного Фронта освобождения Палестины", "Демократического Фронта" и иже с ними.

Высокопоставленным российским сторонникам сближения с "Хамасом" и так называемым "арабистам" примаковского толка, равно как и евробюрократам из ЕС, стоило бы задуматься над этими уроками недавней истории. Как показали события на Ближнем Востоке и в той же Франции, протестные движения могут вступить в опасный симбиоз с фундаменталистским исламом. В случае дальнейшего отчуждения и социо-экономического коллапса иммигрантских обществ Европы, радикально-исламские круги, вполне вероятно, попытаются занять лидирующее положение путем создания собственной религиозно-ориентированной системы социального обеспечения и поддержки – что, в свою очередь, чревато дальнейшим всплеском исламского терроризма если не в Париже и Брюсселе, то в иных точках на земном шаре. И никакие лексические упражнения в тиши евросоюзовских кабинетов и разговоры о "позитивном джихаде" не должны искажать страшную действительность террора и затушевывать оскал угрожающих призраков будущего

Источник: Globalrus

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама