Свершилось. 59-й Каннский фестиваль впечатался в историю кино шифрограммами, буйно проросшими сквозь красное полотно знаменитой лестницы... По ней на церемонию открытия шли главные звезды форума археопаг "Кода да Винчи": режиссер Рон Ховард, актеры Том Хэнке, Одри Тоту, Поль Беттани, Жан Рено... Они прибыли в Канн с лондонского "Ватерлоо" накануне вечером на специальном скоростном поезде TGV, украшенном изображением Моны Лизы. Их встречал каннский мэр Бернар Брошан. Теперь TGV претендует на место в Книге рекордов Гиннесса среди европейских скоростных поездов по длине пройденного маршрута, а фильм Ховарда на самую оригинальную пиар-кампанию.
В предпремьерных интервью Ховард (оскаровский лауреат, автор интеллектуального исследования "Игры разума") тщательно темнил, намекая: мол, сочинил триллер, который примагнитит к экрану как не знакомых с конспирологическим "шедевром" Брауна, так и миллионы фанатов книги. Магнит оказался хлипким. Конспирологический бестселлер, не слишком тщательно собранный бывшим учителем из Нью-Гемпшира Дэном Брауном, пазл по принципу "Маятника Фуко" и "Имени Розы", из которого торчат уши апокрифов, книг английских историков, упоминаемых в романе, американских искусствоведов и даже российского ученого Михаила Аникина (это он впервые вертикалью разделил "Джоконду" на Мадонну и Христа). На экране он рассыпался целлулоидной крошкой.
Сколько раз в "кинолитературе" уже искали тайные манускрипты, рукописи (в том числе и вторую часть "Поэтики" Аристотеля в "Имени Розы", индейскую тайнопись в "Добермане", в советском варианте зрители обрели "Ларец Марии Медичи", погружаясь в темноты Средневековья), "Индиана Джонс" снаряжал свои крестовые походы в поисках потерянного ковчега... Теперь вот Рон Ховард решил со скоростью TGV прокатить зрителя по запутанному брауновскому лабиринту, в котором история искусства и религии закатана в детективный сюжет.
Да не вышло. Скоростной поезд фильма (погони на авто и самолетах, перестрелки, погружение в подземелье) все время тормозит и глючит. Прямо как в опере, "на самом интересном месте" когда полиция вот-вот настигнет героев, они картинно застывают и поют. То есть это профессор Лэнгдон произносит свои пространные микролекции о тамплиерах и католической церкви, о Леонардо, тайне Грааля, символе Розы, Константине. Софи со старанием прилежной ученицы внимает лектору, краткосрочные "командировки" в эпохи Константина, Ньютона и Древнего Рима иллюстрируются невнятной компьютерной графикой (похоже на исторические телефильмы Би-би-си). Видимо, и полиция в этот момент по невидимому режиссерскому сигналу "замри" коченеет где-то за кадром. А потом снова полицейские Франции и Англии бросаются ловить сладкую парочку, озабоченную историей заговоров и псевдооткрытий... Дуэт Тома Хэнкса с Одри Тоту перевертыш. Хрупкая девушка с детским лицом и ямочками на щеках полицейский криптолог, поэтому, прежде чем подумать, действует. Хэнке играет нетрадиционный для Голливуда характер размышляющего героя. Актер мучительно изображает мыслительный процесс. Морщит лоб, закрывает глаза, встряхивает волосами. Выходит неубедительно. Сцена же озарения ученого, когда на его голову буквально сыплются геометрической формы трехмерные "идеи", смотрится комично. На пресс-конференции Том Хэнке шутя отбивался от нападок прессы. Защищал фильм, который вовсе не теологический трактат, а всего лишь игра фантазии. И потом, кто может утверждать, что знает, как все было на самом деле: "Впрочем, я предпочитаю тех, кто сомневается: был Иисус женат или нет, с уверенностью сказать трудно, меня в ту эпоху не было".
В том, что его профессор Лэнгдон вышел на экране совершенно бесцветным, виноват не Том Хэнке. Довольно непросто придумать, как играть характер-функцию, скрепку, которая соединяет разрозненные части в подобие целого.
Ховард пал жертвой "лабиринта" Брауна, он не нашел из романа экранного выхода. В итоге вышла Библия-light, иллюстрированная интернациональной актерской командой. Зачем читать скучные научные или теологические трактаты, если Браун с Ховардом все так весело объяснили про Христа, вера которого и есть love, но конкретно с Марией Магдалиной. И пусть не жили они долго и счастливо, зато потомство имеют. Когда выясняется, что Софи круглоглазой Одри Тоту и есть наследница Христа по прямой, зрители смеются в голос. Вот он, искомый "смайлик Джоконды"...
В общем, гора рекламной кампании родила мышь. Впрочем, теперь качество картины ничего не значит. Житие фильма началось задолго до его премьеры, скучный теологический кинотриллер уже напечатан многотысячными тиражами. Ортодоксы и пасторы всего мира продумывают темы диспутов вокруг "кода". А рекламный партнер "Коламбия Пикчерз" объединился с европейской железнодорожной компанией Eurostar и рядом французских и британских турагентств разработан туристический маршрут, который повторит путь Роберта Лэнгдона и его спутницы Софи. В конгрессе США 22 мая пройдет семинар, посвященный выходу скандального фильма "Код да Винчи"... В общем, во всех отношениях второсортный код со скоростью смерча пролетел по всей планете, так или иначе задев самые разные слои общества.
Вот я и думаю: а призыв нашего президента "плодиться и размножаться" не брауновской ли "инфекцией" спровоцирован?
Канны
P.S. Несмотря на угрозы клерикальных радикалов, открытие форума прошло как обычно. Круазетт, уставленная стремянками (фанаты оставляют их на ночь, подобно велосипедам, фиксируют замками на ограде), сутра наполнилась толпой. Фотографы в смокингах и бабочках занимают заранее расписанные места по краям лестницы. В этот вечер они сорвут голоса, призывая звезд обернуться. Полицейских больше обычного (здесь помнят о бомбе, подложенной во Дворец фестивалей в 1975 году Организацией народной борьбы против извращений гуманности). Разнообразие в нарядные ряды полицейских в белоснежных перчатках вносят пожарные, одетые nо-рабочему в сапоги. Один из них, пользуясь служебным положением, берет автограф у Моники Белучни...
22.05.2006
Источник: Новая газета