На одном из последних пленарных заседаний Государственной Думы был рассмотрен ряд законопроектов первого чтения. Депутаты отнеслись к ним далеко не однозначно.
Оживленную и продолжительную дискуссию среди депутатов вызвали поправки в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за действия, связанные с экстремистской деятельностью религиозных организаций и отдельных религиозных деятелей.
С этой инициативой выступили законодатели Кабардино-Балкарии, которые своим проектом решили не допускать религиозную рознь. Поправками вводятся новые составы административных правонарушений. Это склонение к отказу от исполнения гражданских обязанностей по религиозным мотивам; воспрепятствование получению обязательного основного общего образования по религиозным, мотивам; физическое или психическое понуждение верующих к отчуждению принадлежащего им или их семьям имущества в пользу религиозного объединения; приобщение несовершеннолетних к религии, в том числе обучение вероучению без их волеизъявления и согласия родителей; пропаганда религиозной исключительности, религиозной нетерпимости или превосходства одного вероучения над другим.
Однако первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец раскритиковал представленный законопроект. "Во-первых, невозможно избавиться от ощущения, что существующие уже барьеры мы затачиваем "до уровня лезвия бритвы". Второе: становится еще менее понятным, где здесь грань дозволенного, где грань проступка, а где грань преступления. К тому же весьма деликатную материю, которой являются религиозные мотивы в отличие от мотивов корыстных, почему-то предлагается решать ходами столь прямолинейными", заметил депутат.
Однако за законопроект активно вступились представители Северо-Кавказского региона, уверяя коллег в актуальности рассматриваемого законопроекта и необходимости его принятия в первом чтении. Но тут на помощь Александру Москалыгу пришел полномочный представитель Президента Александр Косопкин: "Действительно, законопроект, который предложили нам коллеги из Кабардино-Балкарии, поднимает ряд болезненных вопросов. И, наверное, на Северном Кавказе они более остро проявляются. Но предложенные меры юридически неграмотны. Отклоняя этот законопроект, надо, думаю, создать рабочую группу с привлечением законодателей из субъектов Федерации и поручить в достаточно жесткий срок доработать законодательные нормы, чтобы решить эти проблемы". Такое же мнение высказал и полномочный представитель Правительства Андрей Логинов, назвав нормы законопроекта "декларативными и крайне расплывчатыми".
Эти доводы убедили парламентариев, которые решили отклонить данный правовой акт.
Точка зрения
"За"
МАХМУД МАХМУДОВ
член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, фракция КП РФ
Идея, предложенная парламентом Кабардино-Балкарии, на самом деле назревшая, она имеет основу и в других республиках Северного Кавказа, И эти идеи с ходу отвергать нельзя. Может быть, надо было над ними еще поработать, в иной форме внести, но уходить от этой мысли нам ни в ко* ем случае нельзя. Я предлагаю все-таки поддержать этот законопроект. Эта идея зародилась в связи с реальной ситуацией, которая происходит не только в Кабардино-Балкарии, но и в других республиках Северного Кавказа. А ситуация там довольно серьезная. Происходит резкая поляризация по религиозному и светскому принципу образа жизни. И притом религиозная идеология практически становится неофициальной идеологией на территории, которая порой даже неконтролируема. Продолжается неконтролируемый выезд молодых, еще неокрепших подростков в зарубежные, идеологически настроенные не в пользу светского образа жизни религиозные учебные заведения. Мы с вами вполне представляем, что, возвращаясь, эти молодые люди придерживаются явно не пророссийской ориентации. Они становятся людьми иных идеологических направленностей.Может быть, в представленном законопроекте есть какие-то вещи, которые не совсем вписываются в общероссийские юридические нормы. Я думаю, эти нормы можно было бы как-то поправить.
"Против"
АЛЕКСАНДР МОСКАЛЕЦ
первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия"
Авторы, к сожалению, столь подробно постарались вложить в русло Кодекса об административных правонарушениях весь спектр действий по теме религиозных отношений, что получается так, что куда ни повернись, везде ответственность. Причем схема построена таким образом, что она захватывает в свою сферу запретов не только и не столько действия, связанные с экстремистской деятельностью, а и любые другие, даже не запрещенные законом. Имеется у нас институт альтернативной службы, все мы прекрасно о нем знаем. Если убеждения человека тверды и постоянны по своему отношению к военной службе, то он вправе использовать и режим альтернативной службы, хотя военная служба элемент гражданской обязанности. Но если мы примем рассматриваемые законы, то эта схема может быть сразу же разрушена и всех желающих пойти на альтернативную службу можно привлекать к административной ответственности.
24.05.2006
Источник: Парламентская газета