ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Да Винчи под майонезом

Андрей Воронцов :: 24 мая 2006

Стоит сразу оговориться, что автор этих строк не читал детектив Дэна Брауна под названием "Код да Винчи". В том числе и потому, что, зная о грядущей экранизации, намеревался насладиться таинством кинематографа с незамутненным первоисточником сознанием. В итоге, после просмотра одноименной картины остались только два ощущения: приятное чувство сытости от съеденного попкорна и жестокая ностальгия по мистеру Индиане Джонсу.

Надо признать, что ответственность, которую взяли на себя режиссер Рон Говард и вся актерская братия, была велика. И дело даже не в оскорбленных чувствах верующих, о которых так много и так нудно говорилось в СМИ, а в том пристальном внимании, которое было гарантировано проекту с момента его старта. Почти 50 миллионов экземпляров книги, проданных по всему миру, обязывали.

Итак, сравнение, которое напрашивается само собой – фильм Стивена Спилберга "Индиана Джонс и последний Крестовый поход".

"Индиана Джонс"

Задача: поиски Святого Грааля.
Главные герои мужского пола: большой американский ученый Индиана Джонс, его папа Джонс-старший.
Главная героиня женского пола: честолюбивая и симпатичная иностранка
Главные злодеи: орды нацистов, их наймитов, безответственные богатые предприниматели и лично фюрер.
Девиз фильма: "Папа! Это нашу собаку звали Индиана, а не меня!"

"Код да Винчи"

Задача: поиски Святого Грааля.
Главные герои мужского пола: большой американский ученый Роберт Лэнгдон. Папа неизвестен.
Главная героиня женского пола: честолюбивая и симпатичная иностранка.
Главные злодеи: церковные сообщества, религиозные фанатики, безответственные богатые предприниматели и таинственный Учитель.
Девиз фильма: "Софи, я твоя бабушка!"

И по порядку.

С выбором актеров для "Кода" Говард был почти обречен. Кто мог сыграть главную роль в экранизации главного блокбастера последних лет? Конечно, главный драматический лицедей Голливуда. А кто у нас главный лицедей? Кто сказал Том Круз?! Правильно, Том Хэнкс! Ну, а кому достанется роль зловредного французского копа, не дающего Роберту Лэнгдону спокойно обрушить основы одной из главных мировых религий? Не Венсану Касселю же, в самом деле. Конечно, истребителю Годзиллы Жану Рено.

У кого-то возникли вопросы по поводу женской роли? Эммануэль Беар? Слишком пафосна, да и кто ее помнит. Софи Марсо? А она еще живая?! Одри Тоту? Конечно! "Амели", пожалуй, единственный французский проект последних лет, который не только привлек внимание американских зрителей, но даже претендовал на некоторое количество Оскаров.

Видимо именно эта обреченность и стала главной проблемой Говарда. Получив в свою команду звезд первой величины, он предоставил им полное право проявить свои таланты, не удосужившись сообщить, что, собственно, он от них хочет. В итоге, и Хэнкс, и Тоту, и Рено выглядят в кадре засыпающими на берегу рыбами. Солидная мыслительная работа Лэнгдона, вдумчивые экскурсы в историю религии и даже трепетное отношение к артефактам выглядят куда менее симпатично, чем варварские методы Индианы Джонса. Ей богу, при всей смехотворности некоторых деталей, простой семизарядный револьвер мистера Джонса представляется более убедительным способом поиска истины, чем все эти гаджеты, которыми пользуются герои "Кода".

А уж про то, что принято называть экшеном, и говорить нечего. Банальнейшие до отвращения приемы, вроде проскакивания легкового автомобиля между двумя грузовиками и прочие прелести в виде неловких ударов дверьми о головы наступающих супостатов вызывают смертельную скуку и, в который уже раз, заставляют ностальгировать по веселым мордобоям из знаменитой трилогии Спилберга.

Но, скажет иной вдумчивый зритель, профессор Лэнгдон по сути своей не Индиана Джонс, да и главными в произведении Брауна являются не способы раскрытия тайны, а сама тайна. Вполне вероятно. Но в фильме Говарда нет даже намека на какую-то тайну, приближение к разгадке которой должно сопровождаться все возрастающим напряжением в кадре.

Да, кадр есть. Лувр есть. Могила Ньютона есть. Есть полусумасшедший старик, который сплавил подальше свою бабушку и между дикими оргиями со своими соратниками дарит своей внучке деревянные головоломки. Есть французский полицейский, почему-то состоящий в "Опусе деи", есть вспыхивающие перед глазами Лэнгдона символы, которые до неприличия похожи на символы, всплывавшие перед взором героя другого фильма Рона Говарда – "Игры разума". Есть незатейливый продакт-плейсмент мобильных телефонов и широкоэкранных телевизоров. Настолько незатейливый, что проще было бы герою Хэнкса выйти на середину Вандомской площади с плакатом "Я пользуюсь гаджетами фирмы такой-то". Но тайны нет, даже близко.

Наименее однозначен был выбор актера на роль Лью Тибинга, которого и злодеем-то можно назвать лишь с большой долей иронии. Но тут, надо признать, Говард со товарищи попал прямо в точку. Сэр Йен Маккелен, он же Гендальф, он же Магнето сыграл одну из своих лучших ролей, сумев совершенно затмить всех без исключения главных действующих лиц. Это единственный по-настоящему живой персонаж картины, выдерживающий сравнение с героями "Последнего крестового похода". Его Тибинг не менее выразителен, чем мистер Джонс-старший, и его фиаско вызывает скорее сожаление, нежели удовлетворение.

Очень жалко несчастного альбиноса. Прекрасный актер Пол Беттани, которому досталась роль Сайласа, проявил себя с лучшей стороны, но был, как и все остальные актеры, зажат в рамках режиссерской беспомощности. В итоге его образ получился скроенным наспех и без должной мотивации.

Итак... фильм удался.

Удался хотя бы потому, что картины подобного плана просто обречены на коммерческий успех. Крайне популярный литературный первоисточник, грамотная маркетинговая политика, баснословная бесплатная реклама, которую волей-неволей обеспечила фильму христианская церковь всех конфессий – вот слагаемые успеха этого фильма. Но относиться к нему серьезно нельзя. "Код да Винчи" – модный способ завоевать благосклонность девушки, приятное времяпрепровождение, но не более. За всем остальным – к мистеру Джонсу-младшему.

Источник: Lenta.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама