Новый Валаам. Здесь сочетаются бизнес и святость: предпринимательская жилка не искажает общего ощущения намоленности финского монастыря, прозванного Новым Валаамом.
Жизнь в Спасо-Преображенском (Ладожском) Валаамском монастыре на острове Валаам остановилась в 1940 г., когда туда вошли советские войска. Тогда многовековые традиции и чудотворные иконы монастыря нашли пристанище в заброшенной усадьбе в Финляндии в 4 часах езды от нынешней границы. Теперь Валаам на Ладоге называют старым, потому что есть новый недалеко от финского города Йоэнсуу. В "их" Валааме тихо и мирно течет жизнь, и возникает ощущение, что по этим дворикам и аллеям столетиями ходили русские монахи.
Святыни увезли
Когда в 1918 г. Финляндия отделилась от России, Валаам оказался по ту сторону границы. Во время русско-финской войны 1939-1940 гг., за несколько часов до прихода советских войск, 200 монахов и послушников погрузили большую часть всего имущества на сани и отправились спасаться в глубь Финляндии. Монахи осели в одной из предложенных финнами усадеб. Тем временем Ладожский Валаам опять перешел к России, но уже опустевший.
В 1950-60-е гг., после того как граница намертво захлопнулась, в Новом Валааме царила апокалипсическая атмосфера: монахи умирали, а притока новых сил не было. Имущество дарили музеям и другим приходам, что-то продавали, чтобы выжить. В 1983 г. умер последний русский монах, и монастырь стал финским, но с русскими традициями. Братия сегодня всего 10 человек, все финны теперь молится о "госпоже нашей Финляндии".
Святыни русских обителей: чудотворные иконы Коневской и Валаамской Божией Матери, редкие книги и старинные иконы Валаамского монастыря, мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских, предметы церковного обихода все это теперь принадлежит Финляндии и находится в Нововалаамском монастыре, православном музее в Куопио и других приходах.
Послушание
Двери Нововалаамского монастыря всегда открыты в любое время и для каждого, кто готов платить: он живет за счет туризма. В год здесь бывает 200 тыс. человек, для паломников построены гостиницы и хостелы, есть ресторан и сувенирная лавка.
Автономная Финская Православная церковь имеет официальный государственный статус (находится в подчинении Константинопольского патриархата), зарплата духовенству платится из бюджета государства.
"Но постоянных дотаций мы не получаем, поэтому вынуждены зарабатывать на туризме", рассказывает настоятель монастыря, финн по национальности, архимандрит Сергий.
Монастырю принадлежат 300 га леса (на которых есть пункты лесозаготовки) и 50 га полей. На полях выращивают смородину, из которой здесь же делают вино: его не только продают паломникам и туристам, но и обеспечивают большинство лютеранских церквей Финляндии. Тут же размещены мастерские, где работают профессиональные реставраторы. Курсы для взрослых по теологии и истории религии организованы при Валаамском народном университете, находящемся при монастыре.
У немногочисленной братии единственное занятие послушание. Что включить в это понятие дело каждого. К примеру, брат Александр по профессии кондитер, он, кроме выполнения обязанностей дьякона, печет пирожные для местного ресторана. Брат Виктор тоже в силу профессии отвечает за компьютерное обеспечение всего монастыря и находящихся на его территории предприятий. Настоятель монастыря отец Сергий уверяет, что противоречий между финской и русской православной церквями нет: на Новый Валаам приезжает все больше паломников из России, а в самой Финляндии растет количество православных (сейчас 60 тыс. человек).
По словам отца Сергия, его обитель сотрудничает с возрождающимся монастырем на Ладоге. "Основной архив документов и чертежей, по которым можно восстановить монастырь, находится у нас. Мы предоставили права копирования и воспроизведения этих документов, говорит отец Сергий. Прошлым августом я был на российском Валааме, поездка доставила мне огромную духовную радость".
О возврате реликвий речи не идет. "Это не было захватом или военной добычей. Это была эвакуация из Финляндии в Финляндию", считает преподаватель богословских дисциплин Валаамского народного университета Владимир Сократилин. "Нужно сказать спасибо нововалаамцам, что сохранили имущество монастыря, соглашается Михаил Шишков, пресс-секретарь епископа Панкратия, игумена Валаамского монастыря. Но если Валаамская Божия Матерь захочет вернуться в Россию, она это сделает".
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала консульству Финляндии в СПб и Региональному союзу Северной Карелии (Финляндия).
На заметку
Существовало три Новых Валаама, из них два действующие до сих пор на острове Еловый недалеко от Кадьяка на Аляске и в Финляндии. Не сохранился Новый Валаам в Уссурийском крае.
Источник: официальный сайт Валаамского монастыря, "ДП"
23.05.2006
Источник: Деловой Петербург (Санкт-Петербург)