Клаудио Морпурго говорит, что итальянские евреи очень ждали визита Папы в Освенцим. Но в то же время президент Союза еврейских общин Италии "испытывает тревогу": "Вызывает большую обеспокоенность тот факт, что в будущем снизится ответственность немецкого народа за нацизм. Очень важно, чтобы человек построил будущее, в котором некоторые страницы не могли бы повториться"
– Морпурго, как вы оцениваете речь Папы?
– Я вижу в этом выступлении символический смысл. Немецкий Папа, переступающий порог Освенцима, дает важный сигнал, связанный с идеей примирения именно в том месте, где творился Шоах (в переводе с иврита – уничтожение. – Прим. ред.). Этот визит имеет значение и для увековечения памяти, и как напоминание о том, что, убивая Израиль, в действительности хотели убить Бога. Но...
– Но?
– Мне кажется анализ нацизма ущербным. Шоах был плодом деятельности не только Гитлера и его приспешников.
– Вы ожидали более сурового осуждения?
– Анализ нацизма, представленный Папой, частичный и изобилует пробелами. Существует опасность преуменьшить ответственность немецкого народа и всех тех, кто действовал во имя антисемитской идеологии. И сам Шоах – это расистские законы, процесс, у которого были свои лидеры, но и податливые зрители. Но есть и другой момент, который меня поразил.
– Какой?
– Молчание Бога – эта тема знакома еврейским теологам, но, по нашему мнению, главная проблема не в том, где был Бог, а в том, где были люди. Из Освенцима родилась новая Европа, и было бы важно воспринимать этот визит как обязательство построить настоящее мультикультурное общество.
– Какое значение этот визит имеет для пути к примирению?
– Проблема не в том, совершать шаги вперед или назад, а в том, чтобы совершать их все вместе.
– По словам главного раввина Рима Риккардо Ди Сеньи, Папа "не осознал значения Освенцима как символа еврейского мученичества".
– Нас поразило отсутствие конкретного упоминания об антисемитизме. Возможно, понтифик должен был более четко заявить об особом характере Шоаха. Эдит Штейн – мученица, но это история об обращенной в католичество, которая не может точно воспроизвести драму уничтожения евреев (Эдит Штейн (1891-1942) – канонизированная Иоанном Павлом II жертва Освенцима. Родилась в Бреслау в еврейской семье, приняла католичество в 1922 году, в 1933 стала монахиней под именем Терезы Бенедикты Креста, преподавала, создала труды по философии и богословию. – Прим. ред.).
– Вы думаете, что существует новая антисемитская угроза?
– Этот визит следует интерпретировать как осуждение нарождающегося антисемитизма. В Польше в основе культурной и политической дискуссии антисемитизм без евреев. Достаточно вспомнить о Радио "Мария" или о руководителях правительства, которые используют в политических целях антисемитские лозунги. В Италии? Сожженные израильские флаги, оскверненные кладбища: это лишь верхушка айсберга, которая свидетельствует об опасном возрождении антисемитизма, который очень часто маскируется под антисионизм.
Источник: InoPressa.ru