ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Огород" правозащитника Огородникова

Неужели нужен нацпроект по спасению бомжей, чтобы поставить на ноги интернациональный приют в подмосковном Бужарове?

Дмитрий Быков :: 31 мая 2006

Сегодня в Бужарове живут тридцать пять человек, а принять этот дом мог бы и семьдесят, если бы сюда наконец провели свет и устроили отопление.

Людям надо дать крышу и возможность прокормить себя

Правозащитник и богослов Александр Огородников сидел с 1979 по 1987 год "за тунеядство". В 1987 году он вышел – по личному указу Горбачева, ибо за него просили множество религиозных деятелей в России и за рубежом. Не сказать, чтобы дальше ему жилось безоблачно: он затеял благотворительную столовую – но его вскоре выгнали из здания: времена свободы-сменились временами рынка. В1991 году он купил землю в Истринском районе Московской области и устроил там приют для бомжей, земля тогда стоила дешево, фермерство всячески поощрялось, и купил он ее именно в качестве фермера.

– Я не верю в приюты как таковые. Не побоюсь сказать, что они растлевают людей, – говорит Огородников. – Я верю только в то, что людям надо дать крышу и возможность кормить себя. Мы стали собирать бомжей по вокзалам, и вскоре среди них прошел слух, что на Истре есть приют.

Даже зная, что придется работать, люди поехали сюда с огромной охотой. Много матерей с детьми. Много беременных. Беженцы. А вы знаете, как с ними сейчас поступают? Я узнал об этом случайно, мне рассказал человек, побывавший в такой переделке и чудом спасшийся. Их сажают в электричку после ночной облавы, всех, кого согнали. Вывозят в лес. Среди леса останавливаются и просто выбрасывают. Добирайтесь как знаете. Чистят город. Летом это не смертельно, а зимой – немногие возвращаются. И никто не ищет.

Огородников занимается реальным сбережением народа – в его приюте в основном женщины с детьми. Планируется, правда, и второй приют – в Тверской области, где он недавно купил у колхоза пай на 21 гектар. Под Истрой, в деревне Бужарово, у него всего два гектара, да и с тех его скорее всего сгонят. Потому что землю вокруг собираются продавать под коттеджи. Колхоз развалился. А владельцам коттеджей не понравится, чтобы по соседству был приют. Это, кстати, и стоимость земли снижает. Поэтому Огородникова с его подопечными надо выгнать.

Подопечные живут трудно. Раньше у Огородникова появилась возможность построить в Бужарове хороший трехэтажный дом – большой, из кирпича. Он набрал благотворительных пожертвований, главным образом за границей. Имя его хорошо известно и православным, и католикам – как-никак он издатель знаменитого православного журнала "Община" и нескольких газет, яркий публицист, диссидент с безупречной репутацией – под свое имя и проект приюта он и сумел денег собрать. Но денег хватило только на дом, а на отопление, скажем, нет. Потому что за установку котла, труб и батарей местная фирма запросила 18 тысяч евро, а московская-сорок...

Есть артезианская скважина, но насос постоянно ломается, и тогда за водой ходят в соседнее хозяйство, за километр, – там живут работники, хозяин наезжает редко. Работники иногда пускают за водой, а иногда нет. Воду в бидонах с веревочными ручками носят дети. Они растут гордыми и бидонов не отдают, даже когда корреспонденты, снимающие этот процесс, вызываются помочь.

Жители бужаровского приюта не хотят уходить отсюда. С утра они едут нищенствовать по вокзалам. Дома – готовить еду и обрабатывать огород – остаются старики и дети. Плюс Роза, негласный комендант этой маленькой общины. Сегодня в Бужарове живут тридцать пять человек, а принять этот дом мог бы и семьдесят, если бы сюда наконец провели свет и устроили отопление.

Бужаровский интернационал: чеченка, узбек, армянка и, конечно, славяне

Розе тридцать пять лет, хотя выглядит она гораздо старше. Мужа у нее давно нет. Квартиры лишилась в 2000 году, когда ее восьмилетнего сына Ислама похитили боевики. С нее потребовали тридцать тысяч долларов выкупа. Передали кассету, на которой Ислам в подвале среди крыс – нож у горла – кричит: "Мама, спаси!" Она продала грозненскую квартиру. Жила у родни. Ислама вернули через два месяца: приехала машина без номеров, выбросила и умчалась. Ислам после этого долго не говорил. А через год осколок попал в глаз младшему сыну Розы. Один глаз ослеп сразу, а когда стремительно стало падать зрение на другом, Роза повезла его в клинику Гельмгольца, в Москву. Ислама она взяла с собой, потому что оставлять его было не с кем. Она не знала, сколько придется пробыть в Москве. Устраиваться ей было некуда, на гостиницу не хватало, младшего сына положили в больницу, а сама жила с Исламом на вокзале. Тут ей сказали, что существует приют Огородникова.

Сейчас тут живут, по приблизительным подсчетам, представители семи наций, и никакой вражды не наблюдается. Тетка Тамара пришла из самого Ьужарова – работала в колхозе, продала квартиру, хотела выручить денег и купить меньшую, худшую (потому что работы не стало ни у нее, ни у сына и денег взять было негде). Ее обманули – колхозные квартиры тогда скупали по дешевке, чтобы ввозить в них московских алкашей, чьи квартиры, в свою очередь, тоже скупали за гроши. Тамара пришла жить к Огородникову, а зимой, возвращаясь с дискотеки, замерз по пьяни ее сын. Тогда жить к ней сюда пришел его друг Серега, инвалид с покалеченной рукой. Квартира в совхозе у него есть, но там нет работы, а здесь как-то веселей. Серега в основном все и делает – на пару с узбеком Рахимом, главным специалистом по приютскому огороду.

Рахим приехал на заработки, но не сумел устроиться, жил на вокзале, его оттуда гоняли, в результате он тоже оказался у Огородникова. Ему рассказала об этом приюте баба Ира, москвичка, которую выгнала из дому собственная дочь. Баба Ира жила с дочерью, пока та не выставила ее на лестницу. Баба Ира с ней до сих пор судится, уже два года, но надо где-то жить – и она живет у Огородникова.

Гюльетта Амаяковна из Еревана, она беженка. Десятилетнего Ахмета привела к Розе его мать, оставила здесь, попросила присмотреть и исчезла. Наташа (20 лет) после детдома не могла устроиться в общежитие, ее изнасиловали, сейчас она беременна, всех боится и разговаривает неохотно. Когда мы приехали, в Бужарове как раз варили обед – борщ без мяса. Баба Ира, попутно просвещая младших народными сказками, чистила морковь. Все сказки у нее были в основном о бедных животных, выгоняемых из дому, – в русском фольклоре очень много вариаций на тему избушки лубяной и ледяной. Рахим возделывал огород, Серега чинил движок, Ислам собирал велосипед из деталей, найденных на свалках. К нашему отъезду он как раз выправил два восьмерящих колеса и привинтил их на место, но велосипед все равно сильно вихляет. Однако другого нет. В школу он не ходил уже три года. Роза съездила в Чечню, пыталась добиться приема у Рамзана Кадырова, выпросить жилье, – тщетно, никто ее не принял.

Напившись, местные приходят к приюту и требуют девок

Огородников наезжает сюда редко – ему надо в Москве зарабатывать и на свою семью, и на эту коммуну. В его отсутствие местное население устраивает погромы. Милицию не вызовешь. Дело не в том, что нет связи (у Розы есть мобильник, Огородников привез и регулярно кладет на него деньги). Дело в том, что милиция в курсе. Истринский район, где в прошлом году пропали три подростка, не зря считается одним из самых коррумпированных в области. Но не станем все валить на милицию: местное население от нищеты до того озверело, что и без всякого заказа ходило бы грабить и пугать бомжей. Например, они купили три мешка семенного лука, чтобы его высадить. Так один мешок у них украли и остальные украли бы, если бы Роза не выбежала из дома с топором. Топором махать ей приходится часто. Для устрашения, конечно (но кто их знает, чеченок).

Молодых девчонок в Бужарове около десятка. Почти все – "социальные сироты", при живых родителях. Напившись, местные жители приходят к приюту и требуют девок. Вся бужаровская охрана – Роза с топором да Рахим с мотыгой. Еще на двух гектарах стоял второй дом, но его разобрали по бревну и унесли. Местному населению уже все равно, что разбирать. Оно радуется, что выгоняет отсюда пришлых, хотя само от этих пришлых недалеко ушло.

Роза следит за тем, чтобы в Бужарове никто не пил, но пить тут и не на что. Здесь нет ни мебели, ни одежды, ни света, ни газа, ни воды, ни радио, ни телевизора. Огородников делает, что может, но он мало что может.

– А зачем вы вообще это делаете? Если бы не письмо, которое вы от отчаяния разослали по газетам, я бы ничего не узнал: в телевизоре вас нет, акций вы не проводите, знают про вас единицы. Ваша личная корысть в чем?

– Ну что вы спрашиваете... Вы же нормальный человек, даже, я вижу, православием интересуетесь...

– Интересуюсь, да. Оно сейчас все больше по цензуре, нежели по спасению утопающих.

– Ну что вы... Очень многие... стараются... Понимаете, я все хочу объяснить, что это же и есть нацпроект, это и есть сбережение народа! Все эти дети – а их у нас бывало до тридцати, только детей, – они, если их учить, если дать им работу, очень многое могут. Это будут замечательные люди.Они очень хотят вернуться к нормальной жизни... и могут... Просто кто-то должен дать минимум, а дальше они сами.

Если кто может, помогите. Деньгами, одеждой, чем угодно. Имеет смысл туда просто приезжать, потому что дети скучают. Они хватаются за любого собеседника.

– Вы когда в следующий раз приедете? – спрашивает Ислам, очень красивый и чрезвычайно сдержанный подросток.

– Через недельку, наверное. Велосипед не обещаю.

– Я и не просил, – говорит он с вызовом.

– Если сюда свет, то здесь будет рай! – беззубо улыбаясь, говорит Гюльетта. – Детский рай! Так и напишите! Тут такой воздух!

Население Бужарова долго машет вслед машине. Вечером вернутся остальные – с заработков. Две из них беременны. Придут ли ночью погромщики или на этот раз обойдется – никто не знает.

– Все-таки при советской власти так не было, – говорит Огородников.

– Саша, но эта советская власть вас восемь лет убивала!

– Ну, надо же быть объективным, говорит он с тоской.

P.S. Для желающих помочь приюту – звоните 685-16-50 или 959-12-75. "Собеседник" и программа "Времечко", вместе с которой мы ездили в Бужарово, передадут любые ваши подарки – одежду, книги, сладости. В Бужарове будут рады всему, потому что нет ничего.

31.05.2006

Источник: Собеседник

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама