Разумеется, народ и его вера далеко не синонимы. Однако есть на земле такие племена, для которых их религия не просто конфессия, а неотъемлемая часть национального сознания. Таковы и поляки. Католицизм, с которым связали судьбу страны их далекие предки, во время трагических разделов Польши отличал их от протестантов-немцев и православных русских. Как пишет современный польский автор, "католицизм по-польски это значок с изображением Богоматери на лацкане пиджака Леха Валенсы во время забастовок 80-х годов".
Несмотря на то что в самой Польше былой клерикализм постепенно уходит в прошлое, питерские поляки ведут активную религиозную жизнь. На территории города находится 6 польских приходов и 6 костелов, в которых славят Христа по-польски. А самый первый небольшой и деревянный католический храм был построен "на Адмиралтейском острове на Греческой улице". Потом он сгорел, и 14 сентября 1738 г. племянница Петра Великого императрица Анна Иоанновна подписала указ, дозволявший построить новый храм прямо на Невском проспекте.
Кстати, примерно тогда же на главной магистрали столицы обосновались храмы и других конфессий, благо места тут было предостаточно. Однако иностранцы наивно принимали прагматизм самодержавия за либерализм и уважительно прозвали Невский "1а rue de la tolerance" "улица веротерпимости".
Новую католическую церковь в духе итальянского барокко снаружи и с классическим интерьером спроектировал знаменитый француз Деламот. 16 июля 1763 г. ее заложили, однако строили отчего-то долго почти 19 лет. Но еще задолго до завершения долгостроя (в ту пору здания и покруче возводились много быстрее) Екатерина II издала два судьбоносных указа: о неприкосновенности, именем царицы и всех ее преемников, храма и принадлежащих ему других сооружений "на вечные времена", а попутно и об учреждении прихода. Приход вышел огромный: столичный Петербург, а с ним и Кронштадт, Ямбург, Ревель и Рига.
Наконец 7 октября 1783 года состоялось торжественное освящение церкви, получившей имя Св. Екатерины Девы и Мученицы. На протяжении целого века, почти до самой Первой мировой войны, интерьеры беспрерывно переделывали может, и действительно к лучшему. Во всяком случае, любопытно, что оба образа боковых алтарей писал зять поэта Адама Мицкевича Тадеуш Турецкий. Он был слушателем Академии художеств и дважды жил в Петербурге-в 40-х годах XIX века и в середине его следующего десятилетия.
В храме заправляли то иезуиты, то доминиканцы, которым он обязан новыми зданиями, женской школой, более частым проведением богослужений и приданием им большей торжественности. После того как в 1892.году управление приходом и храмом полностью перешло в руки светских властей, приходского священника стал назначать архиепископ с согласия министра внутренних дел.
Первым мирским приходским священником был ксендз Винцен-тий Свидерский, затем до 1901 года ксендз Эразм Ключевский. Это, кстати, был неустрашимый человек: за сотрудничество с повстанцами 1863 года был сослан на каторгу, потом на поселение и вернулся оттуда лишь спустя многие годы. А последним, перед революцией, эту должность занимал ксендз Констанций Будкевич.
01.06.2006
Источник: Санкт-Петербургский курьер