ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Фридтйоф Амлинг: "Бог хочет ответственности и любви"

Настя Георгиева :: 01 июня 2006

Фридтйоф Амлинг родился в Северной Германии в семье пастора. Получив богословское образование в Боннском университете, он проповедовал учение Лютера в Ольденбурге, Вильгемсхафене и других немецких городах, но Богу было угодно, чтобы Фридтйоф оказался в России. И вот уже 5 лет, как он служит пастором московской евангелической общины при посольстве ФРГ Погружение в нашу действительность приносит ему немало любопытных открытий.

– Г-н АМЛИНГ, вы чувствуете себя в Москве уютно или не очень?

– Мне здесь чрезвычайно интересно, потому что у вас все устроено не так, как в Германии. Разнообразными беседами, встречами, знакомствами заполнен каждый день. Я даже вынужден был отказаться от молодежного клуба "103", который организовал сразу, когда приехал сюда. Иначе приходилось писать воскресную проповедь где-нибудь на бильярдном столе или за стойкой бара. Помимо прямых пасторских обязанностей я преподаю религию и этику в немецкой школе на Юго-Западе – чему очень рад, прилежно учусь русскому языку, рассказываю членам общины о лютеранстве и православии, с представителями которого поддерживаю постоянные контакты.

– Православие близко вашей вере?

– Исторические связи между Евангелической церковью (ермании и Русской православной церковью давние, и мы ищем пути, чтобы расширять наши добрые отношения. В чем-то нам ближе православные, в чем-то католики. Лютеранство зиждется на Священном Писании, и тот, кто от него отходит, отдаляется и от нас. У нас всего два таинства, в храмах нет икон и пышных служб. Лютер призывал обращаться к Богу прямо, и мы молимся Ему без посредников. У католиков в центре богослужения – причастие, у нас – проповедь, построенная на текстах Библии.

Задача пастора – истолковать, к примеру, слова апостола Павла и донести то, что значат они для нас сегодня. Я, вчитываясь в Библию, всякий раз обнаруживаю что-то новое. Каждая проповедь – это движение души не только для тех, кто слушает, но и для меня самого.

– Насколько сильно сейчас лютеранство и как оно изменилось со времен Лютера?

– Наиболее прочные позиции у лютеран в Северной Европе – в Норвегии, Финляндии, Дании. В Германии среди верующих примерно треть католиков и столько же протестантов – это около 26 миллионов человек. Более 60 миллионов протестантов живут в Северной Америке. В России после перестройки проживали 2 миллиона немцев, из которых приблизительно половина – лютеране. Но большинство уехало на родину, и в прошлом году в Евангелически-лютеранской церкви (ЕЛЦ) в России, Украине, Казахстане и Средней Азии при пересчете была названа цифра в 16 тысяч человек. При этом здесь все меньше лютеран, хорошо говорящих по-немецки, и проповеди ведутся и на русском тоже. Приверженцы нашей веры представлены также в Белоруссии. Что касается учения, то корень его незыблем, хотя само понятие "Реформация" подразумевает, что Церковь должна постоянно меняться. Ведь мир не стоит на месте, и плохо, если вера не отвечает на вызовы времени.

– Вера, по Лютеру, – не рассудочный выбор, а безраздельное доверие Спасителю, полное смирение сердца. Как соотносится это с агрессивной прагматичностью XXI века?

– Во времена Лютера католическая церковь находилась в состоянии внутреннего разрушения, и он, возмутившись тем, как выдавались индульгенции, возглавил антипапскую оппозицию. Главным тогда был вопрос: как достичь Божьего милосердия и не попасть в ад? И Лютер заявил о том, что перед Богом мы все равны, что Бог любит каждого из нас и принимает таким, какой он есть. Нужна лишь наша вера. Если человек слышит глас Божий и откликается на Его призыв, происходит чудо, и он находит свой путь к Богу. Бог связывает нас, мы все вместе живем и молимся друг с другом и друг для друга. И веру можно оценивать по деятельности общины.

– Вы возделываете рай на земле в отличие от православия, устремленного в жизнь вечную?

– Бог дарит нам все возможности, чтобы жить в достатке, и понятно желание человека его достичь. При этом важно, как ты распорядишься своей собственностью. Когда Билл Гейтс третью часть доходов отдает на поддержание образования, науки и на борьбу с болезнями – это достойный пример для подражания. И глубоко не прав тот, кто использует прибыль исключительно для себя. В Германии общественная система развита и отрегулирована. У вас пока только часть богатых людей чувствуют свою ответственность за ближнего. Здесь легче получить деньги на строительство туннеля от Петербурга до Владивостока, чем на культурные или религиозные цели. Хотя Бог требует ответственности от каждого, и это написано в Библии.

– А Церковь должна участвовать в политике?

– У Церкви главное оружие – слово. Мы можем лишь просвещать, наставлять, советовать. И тут наш германский опыт может быть чем-то полезен и вам. У нас в школьных программах значатся уроки религии, и в армии проповедуют не менее 120 протестантских священников. Зарплату они получают из госбюджета, но от светской власти независимы. Бывало, что молодые люди, уже находясь в войсках, обращались к пастору с просьбой помочь им отказаться от службы, и он хлопотал за них перед начальством. Общий язык с государством порою найти сложно, но необходимо. Согласие – это процесс, и он идет, если человек осознает, что отношения с Богом возможны при его сострадании к ближнему, терпимости и открытости сердца.

– Вы будете смотреть "Код да Винчи"?

– Нет. У меня это всемирное кипение страстей вокруг книги и фильма вызывает улыбку, лишний раз доказывая, как слаб человек, если он серьезно относится к чему-то подобному. Тот, кто не читал Библию, может наивно поверить в эти буйные фантазии. Глубоко же верующего они никак не задевают. Много существует захватывающих легенд, мифов и сказок. Плохо, когда разные люди начинают их корыстно эксплуатировать.

– Ваша Церковь активно ищет пути адаптации к современной жизни. Какие модели поведения вы предлагаете?

– Прежде всего свободную дискуссию и признание иных точек зрения. Трудно жить, когда есть только одна правда. Одна правда только у Бога. Хотя слово "плюрализм", по-моему, в России и сегодня не особо приветствуется. Мы же признаем, что и у кого-то другого могут быть отличные идеи. И к ним надо присмотреться. Монолог – хорошо, диалог – лучше. Все церкви должны ежедневно чему-то учиться. Это характер протестантизма. Нам, к примеру, близка высказанная митрополитом Кириллом позиция Православной церкви по правам человека. Теперь мы можем обсудить и спорные моменты о том же рукоположении женщин или гомосексуализме.

– И что вы об этом думаете?

– Тема непростая, но, если имеются новые вопросы, ответы тоже не могут быть старыми. Я полагаю, что гомосексуальную ориентацию человек не сам выбирает. Это не зависит от его воли, и такие люди не грешники. Лютеране тоже спорят, благословлять или нет их связь. На мой взгляд, венчание пар должно отличаться от благословения однополых связей. Хотя раньше, когда нацисты отправляли гомосексуалистов в концлагеря, Церковь не сопротивлялась и не протестовала. Разве нет в этом ее вины? Гомосексуалисты подвергались дискриминации и были вынуждены скрывать свои пристрастия. А проблемы и преступления возникают именно там, где что-то прячется и загоняется в угол. Когда же два человека хотят, не таясь, мирно жить вместе, наверное, надо воспринимать это спокойно.

– Но Библия не одобряла однополые союзы...

– В Библии они запрещены. Но тогда ситуация была другой. В Библии сотни законов, и когда я пытаюсь их постичь, то всегда руководствуюсь главным – любовью к нам Иисуса Христа и Его жизнью как ярчайшим примером этой любви. Такой взгляд очень проясняет и ум, и сознание.

– То, что в мире столько болезней, – это наказание человеку за грехи?

– Если так думать, то скажите: в чем согрешил пятилетний малыш, умирающий от рака?

– Он отвечает за родителей?

– Если следовать Ветхому Завету, такая интерпретация возможна, но это противоречит Новому Завету. Полагаю, не все так однозначно. Здоровье важно, но нельзя делать из него культ. А для многих из нас оно подчас главнее Бога. И с другой стороны, я видел светящиеся лица пораженных тягчайшим недугом людей. Их глаза излучали такую надежду, что я смотрел и думал: "Таким спокойным и умиротворенным, с мыслью, что Бог меня ждет, я тоже хочу когда-то умереть". Вот что важно. Зацикленность же на здоровье, возведение его в абсолют – это уже новая религия настоящих атеистов, для которых существует только жизнь на земле и больше ничего нет.

01.06.2006

Источник: Культура

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама