ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Неудобная свобода

Почему объединительные усилия РПЦ чреваты расколом в РПЦЗ

Борис Фаликов :: 02 июня 2006

Начну с очевидного. Воссоединение двух ветвей русского православия – отечественного и зарубежного – благое дело. Прошлый век с его изгнанием миллионов россиян из страны ушел в историю. Потомки бывших эмигрантов, чудом сохранившие веру отцов и дедов, запросто приезжают в Россию, и никто их не хватает за шиворот и не тащит в ГУЛАГ. Наши соотечественники, может быть, не так запросто, но уезжают – кто на заработки, кто учиться, а кто по делам – за рубеж. Некоторые обрели православную веру на родине, другие обретают ее, уже отъехав. Потребность в этом у многих усиливается – смесь ностальгии и одиночества подталкивает к церкви. Не важно, чего в этой смеси больше – социального или экзистенциального – церковь одно увязывает с другим. И главная ее притягательность именно в этом. Есть какая-то нелепость в том, что по строгим каноническим правилам члены РПЦ и РПЦЗ не могут причащаться из одной чаши, а зарубежные и отечественные священники не могут служить вместе. Евхаристическое общение до сих пор не восстановлено. Конечно, эти строгие правила в жизни нередко нарушаются. Еще один довод в пользу того, чтобы отказаться от них вовсе.

Шагающая вертикаль

В воссоединении заинтересовано и государство. Тому две причины. Первая – символическая. Восстановление единства церкви, разрушенного революцией, должно показать миру, что Россия преодолела гибельные последствия чудовищного социального взрыва и вновь заняла достойное место среди цивилизованных держав. Вторая – практическая. Российская диаспора сможет получать духовное окормление из единого центра. И это будет способствовать ее сплочению вокруг метрополии. Вертикаль власти перешагнет через национальные границы. Анархия и брожение уступят место порядку и предсказуемости. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Президент Путин принял личное участие в церковной дипломатии. Посещая Нью-Йорк по государственным делам, он передавал зарубежникам послания от Московской патриархии. Его гарантии и убедили их в том, что время для исторического шага подошло. В 2003 году митрополит Лавр приехал в Москву, где встретился с патриархом Алексием II. Главы двух ветвей русского православия были приняты в Ново-Огареве Президентом. Процесс пошел, но не слишком гладко, мешали взаимные обиды и претензии.

Тяжелое наследие

Русская православная церковь за границей возникла в 1924 году в соответствии с указом патриарха Тихона (Белавина) (1865-1925), замученного вскоре большевиками. Предчувствуя свою судьбу и опасаясь за судьбу Церкви, он разрешил православным иерархам, уехавшим в эмиграцию, организовать церковную жизнь "самолично и под свою ответственность". В 1927 году после появления в России послания митрополита Сергия (Страгородского) (1867 – 1944), присягнувшего на верность большевикам, РПЦЗ порвала всякое общение с Москвой. С тех пор ее деятельностью управляет собственный архиерейский синод. Долгие годы РПЦЗ оставалась непримиримым врагом РПЦ, обвиняя ее в сергианстве – сотрудничестве с собственными поработителями – и недостаточной преданности традиции, потакании новомодным веяниям типа экуменизма. Когда же советская власть пала, зарубежники потребовали от Московской патриархии публичного покаяния в грехах. Покаяния не последовало, и вражда обострилась еще больше. РПЦЗ принялась создавать в России собственные параллельные структуры. РПЦ тоже не теряла времени даром – в России параллельные приходы разгонялись с помощью ОМОНа. Делались вылазки и за кордон. В Хевроне зарубежников выгнали из монастыря Святой Троицы, в Иерихоне у них отняли часовню (помогла дружественная палестинская полиция). В итальянском городе Бари, где покоятся мощи святого Николая Угодника, обошлись дипломатическими методами.

Смена вех

Имущественные споры стоили недешево. Для небогатой РПЦЗ расходы на адвокатов – непосильное бремя. Однако не это и даже не фиаско на исторической родине определили грядущую "смену вех". Во-первых, зарубежники неумолимо теряли паству, ведь они изначально были созданы не для миссионерства, а для сохранения православного наследия. Во-вторых, процессы, происходящие в РПЦ, были далеко не однозначны. Канонизации царской семьи и новомучеников российских свидетельствовали о том, что Московская патриархия тоже не любит советское прошлое. В социальной доктрине, принятой в 2000 году, РПЦ заявила о своей принципиальной готовности противостоять неправой власти. При желании это можно было истолковать как разрыв с сергианством. И, наконец, РПЦ становилась все консервативней, и в ней усиливались националистические тенденции. Хотя и не в такой мере, как хотелось бы зарубежникам. После московских встреч были созданы согласительные комиссии, которые вроде бы нащупали компромиссы и по сергианству, и по экуменизму. И, что немаловажно, удалось договориться о сохранении за РПЦЗ самостоятельного статуса, более или менее решающего проблемы собственности. Но по ходу дела обнаружилось новое и очень серьезное препятствие.

Демократический контроль

Годы изгнания способствовали не только национализму и консерватизму зарубежников, но и позволили им обустроить свою церковную жизнь в духе тех демократических свобод, к которым они привыкли в жизни общественной. Сами они объясняют это сохранением православной соборности, но ясно, что без благоприятных условий она бы не сохранилась. Поэтому внутреннее устройство РПЦЗ допускает открытую дискуссию со священноначалием. Что не может не импонировать сравнительно молодым членам церкви, ряд из которых покинул Россию не слишком давно. Они за преодоление раздора, но хорошо отдают себе отчет в том, что представляет собой нынешняя РПЦ с ее незыблемыми иерархическими принципами и отсутствием каких-либо прав у мирян и рядовых клириков. Достаточно сказать, что поместные соборы РПЦ, в которых должны участвовать и миряне, не проводятся в России уже 16 лет. По новому уставу их проведение зависит от воли соборов архиерейских, которые предпочитают таковую не проявлять. Проблемы в церкви давно уже решаются путем жесткого администрирования. Отдавали себе многие зарубежники отчет и в том, что демократические свободы в нынешней России также оставляют желать лучшего. Все это усиливало опасения, что объединение церквей приведет к тому, что РПЦЗ превратится в безвольный и бесправный придаток Московского патриархата. А ее прихожане узрят перед собой указующий перст вездесущей российской власти. Поэтому процесс сближения с РПЦ проходил через все стадии "демократического контроля" – приходские встречи, пастырские совещания, архиерейский собор и, наконец, собор всезарубежный в Сан-Франциско. Кандидаты на него, что крайне важно, отбирались поровну среди священников и мирян. Это и определило непростую обстановку на соборе и то, что он ограничился весьма осторожной резолюцией о возможности восстановления канонического общения между РПЦЗ и Московским патриархатом. Бремя решения было переложено на собор архиерейский, но тот предпочел передать его синоду. Реализация акта о каноническом общении (принят лишь его проект) оговорена рядом условий (все те же преодоление сергианства и отказ от экуменизма). И все это на фоне выражения готовности к историческому моменту.

Приказали строиться – стройтесь

Пока зарубежники решали свои проблемы, из Москвы несся дружный хор голосов – воссоединение наступает, оно уже наступило. Политические лидеры сменяли церковных, паузы заполняли штатные пропагандисты. Такого массированного удара пропаганды я не припомню со времен холодной войны. И это более всего мешало делу, подтверждая самые страшные опасения зарубежников – нет, не изжито сергианство на исторической родине. Может быть, власть там больше не безбожная, но церковь явно у нее на побегушках. И внутри этой сервильной церкви царит дух принуждения и подчинения. Вроде бы решили вопрос о самостоятельности и собственности, а как объединимся, так все и отнимут. А потому не грех повременить. По эту же сторону границы росло непонимание: чего они там ерепенятся, ведь все уже решено наверху. Демократия – это не анархия, приказали строиться – стройтесь.

Воссоединение неизбежно по многим причинам. Это причины исторического характера: смена эпох действительно произошла, и без связи с Россией РПЦЗ потеряется в чужой культуре. И практического: финансовую поддержку церкви осуществляют зарубежные бизнесмены русского происхождения, чьи деловые интересы находятся в России. Один из них, Борис Йордан, выступил с прочувствованной речью о примирении в Сан-Франциско, а потом опубликовал ее за свой счет в московской прессе. Наконец, из пяти членов зарубежного синода четверо – сторонники скорейшего воссоединения. Но растущий дефицит свободы в общественной и церковной жизни России, скорее всего, приведет к тому, что ценой воссоединения станет раскол в РПЦЗ. Сплочением диаспоры вокруг метрополии это никак не назовешь.

Источник: Культура

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама