ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

По поводу после-соборных перетолкований

Протоиерей Николай Артемов :: 06 июня 2006

В своем "Оповещении паствы Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ об итогах IV Всезарубежного и Архиерейского Соборов" епископ Агафангел, участник этих Соборов, состоявшихся в г. Сан-Франциско в мае 2006 г., заявляет: "Лично для меня незримое присутствие и влияние на ход Собора свт. Иоанна очевидны". И о принятом решении он заключает: "Таково боговдохновенное решение IV Всезарубежного Собора". Но каково же это решение? По словам владыки Агафангела, решение заключается вот в чем: "Такое объединение возможно в будущем после устранения между нами разногласий принципиального характера (упомянут экуменизм), и окончательным такое объединение может стать только на Поместном Соборе всей Русской Церкви с участием клира и мирян".

Конечно, Всезарубежному Собору был небезразличен будущий Поместный Собор, а то бы его не упомянули в резолюции. И, естественно, для всей Русской Зарубежной Церкви по-прежнему немаловажны вопросы чистоты Православия, как в отношении инославных, так и в отношении светской власти, тем более богоборческой. Но при всем этом ощущается разительное отличие сказанного владыкой Агафангелом от того, что было на Соборе, да и временная перспектива принципиально отличается. Мы имеем здесь дело с весьма существенным сдвигом акцентов, и на это нельзя не обратить внимания.

В резолюции сказано про "решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви – между ее частями во Отечестве и за рубежом". Выражена надежда о евхаристическом общении, но и четкое "соборное согласие с тем, что необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви, в соответствии с действующим Положением о Русской Православной Церкви Заграницей".

(Примечание для будущих историков. После принятия резолюции, следующим утром, Собор изменил слова "в соответствии" на слова "в духе действующего Положения". Это было необходимым уточнением, поскольку требование "подтвердить канонический статус" не содержится в самом Положении как таковое, а только соответствует духу Положения. Резолюция уже ночью была выставлена в интернете и далеко не везде была исправлена, так что существуют две версии.)

Слово "экуменизм" не упомянуто ни в резолюции, ни в послании Всезарубежного Собора. Тем более вопрос о нем не выдвинут условием для единения. Сам термин расплывчат и легко вызывает распри. Собор мог, конечно, употреблять любые угодные ему термины, но посмотрим, как он сказал об этом. В резолюции указано на внутрисоборные обсуждения и на смущение паствы, т. е. на пастырский аспект и желательность устранить то, что вызывает смущение. Вот что сказано Собором: "Из обсуждений на Соборе видно, что участие Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна".

Собор мог выдвинуть условием любых дальнейших шагов в вопросе единения скорейшее прекращение членства Московского Патриархата в ВСЦ. Несомненно, выход Московского Патриархата из ВСЦ будет приветствоваться всей Русской Зарубежной Церковью – она ведь не отказывается от своих принципиальных позиций в отношении экуменической деятельности даже при наличии, в данном случае, мягкой формулировки. Однако, на фоне того, что могло быть сказано и сказано все же не было, ярче всего видно, что Собор ни этого вопроса, ни других не выдвигал каким-то условием для дальнейших решительных канонических шагов.

Говорить о том, что данная просьба один из примеров требований и принципиальных разногласий, без предварительного устранения которых все можно заморозить, – не соответствует соборному согласию и духу.

В том же смысле Собор сказал и про все остальные неразрешенные и возможные вопросы: "Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы".

Сознание того, что некоторые вопросы вообще смогут быть полноценно поставлены и верно разрешены только после восстановления единства Русской Церкви, на Соборе сопутствовало сознанию того, что не следует в идущей работе выдвигать новых претензий и требований. Именно поэтому упование на Поместный Собор выражено в резолюции Всезарубежного Собора так, а не как-то иначе.

В подтверждение именно такого понимания соборной мысли Русской Зарубежной Церкви можно привести и последующее Архиерейское послание, где сказано: "Каноническое и открываемое им евхаристическое единение Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московского Патриархата совершенно необходимо как единственная возможность осуществить созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви с участием всех ее частей, о котором говорили наши предшественники, духовные вожди русского зарубежья. Путь к этому Собору – путь единения, а не полемических споров".

Здесь отчетливо выражено, что каноническое, а вместе с ним и евхаристическое единение рассматриваются как условие того, чтобы прийти затем к общему Поместному Собору. Полемические споры, будь то об "экуменизме", будь то о "сергианстве", не приведут к Поместному Собору, а воспрепятствуют дальнейшему развитию процесса. Так выходит по Архиерейскому посланию.

Кроме того, в этом послании сказано: "Дело единения Церкви Русской мы намерены совершать неотлагательно, по мере удовлетворительного взаимоприемлемого решения остающихся проблем. Они известны и четко сформулированы. Новых претензий выставлять мы не имеем намерения".

Сомневающийся в том, что таков подход Соборов Всезарубежного и Архиерейского, пусть прочтет еще и следующие слова Архиерейского послания: "Противостояние друг другу русских единоверных людей после падения советско-атеистического тоталитаризма уже причинило много вреда и особенно в деле воспитания детей и юношества. Невозможно далее мириться с тем, чтобы мы, православные русские люди, были не то что участниками, но хотя бы только равнодушными безучастными наблюдателями раздирания нешвенного Христова хитона в междоусобной распре единоверных и единокровных братьев во Христе".

Говоря о "времени примирения", архиереи в своем послании стремятся положить конец распрям братьев, в том числе и по поводу таких неясных и расплывчатых понятий, как "экуменизм" или "сергианство". Архиереи Русской Зарубежной Церкви исходят из того, что в церковном общении, которое сейчас возможно, со временем придет реальное разрешение внутри Русской Церкви этих и других спорных вопросов на новом духовном уровне. Они видят, что сейчас уже имеются необходимые условия для здоровых решений еще незавершенных вопросов, а в недалеком будущем правильная постановка их принесет свои плоды, и поэтому сейчас уже не надо выдвигать условий.

Говоря же о том, что существуют еще проблемы, как внутри отдельных частей Русской Церкви, так и между ними, наши архиереи подчеркивают, все в том же духе, как нам следует к таковым проблемам подходить: "Мы не намерены идеализировать ситуацию; несомненно у обеих частей Русской Церкви есть еще проблемы, требующие исправления. Так услышим же Христа, говорящего нам: "Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф. 7: 3), и поступим по апостольскому указанию: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6: 2)".

Каков же путь к решению "проблем, требующих исправления"? Условия? Требования? Торможение? Если учесть дух сказанного, мнение епископа Агафангела действительно – и по отношению к обоим Соборам – оказывается "особым". На то оно и было заявлено. Что касается поддержки "особого мнения" двумя архиереями, то оба они – как по болезни не участвовавший на Всезарубежном Соборе епископ Даниил, так и епископ Гавриил, – еще до Собора ясно заявляли о своих позициях. Всезарубежный Собор безусловно имел все возможности встать на их точку зрения, и в таком случае непременно озвучил бы ее. Этого не произошло. Но "особое мнение" – это одно дело, а приписывание Собору того, чего нет, – совсем другое.

Пониманию духа Всезарубежного Собора лучше послужит недавно опубликованное слово владыки Евтихия.

Не будем забывать и заключительные слова резолюции Всезарубежного Собора: "Преклоняясь перед подвигом святых новомучеников и исповедников Российских, прославленных как Русской Зарубежной Церковью, так и Русской Церковью во Отечестве, мы видим в них тот духовный мост, который возносится над пропастью пагубного разделения в Русской Церкви и делает возможным восстановление чаемого всеми церковного единства".

Источник: Православие.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама