В седьмое воскресенье после Пасхи (в этом году 11 июня) празднует Русская Православная Церковь Троицын день праздник Пресвятой Троицы. Это совершенно особый день в русском церковном году. Ему посвящены храмы и древние обители, в них находятся чтимые храмовые иконы, по селам и деревням сохранились местами троицкие игрища и гадания, завивание троицкой березки. Когда недавно решили воздвигнуть храм в память 1000-летия Крещения Руси в Москве (на Борисовских прудах) его тоже освятили во имя Святой Троицы.
В чем смысл этого праздника и его особенное значение для русской истории и культуры?
Завет Сергия Радонежского
Бытие определяет сознание в том числе в религии. Чтобы "понять" православие, нужно его сначала принять и начать жить в нем. Это полностью относится и к самому таинственному из христианских догматов к учению о Святой Троице. "Кто любит меня, говорит Спаситель в Евангелии, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). О том же самом, только ближе к быту, говорит народная мудрость: "Без Троицы дом не строится". То есть опять-таки, если мы будем любить и веровать, не мы к Троице она сама к нам придет и "сотворит обитель": станет строить с нами наш внутренний дом, и дом для нашей семьи, и дом национальный, державный.
Неслучайно раскрытие нравственного смысла догмата Троицы и формирование на его основе русского национального характера и национального сознания исторически связаны с именем преподобного Сергия Радонежского и с его эпохой. Придя на Маковец близ Радонежа в 1340 году и срубив первый деревянный храм Пресвятой Троицы, Сергий задал новое направление в духовном устроении русского человека. Потому что сам "игумен Земли Русской" относился к числу праведников, в душе у которых "сотворила обитель" Святая Троица.
Пушкин сказал о Ломоносове: "Он сам был первый русский университет". О Сергии надо было бы сказать: "Он сам первым сделался обителью Святой Троицы".
Так Троицын день, который был первоначально лишь местным престольным праздником воздвигнутой Сергием Троицкой церкви, стал любимым праздником всего русского народа, самобытным выражением народной души и идеала. А написанная Андреем Рублевым икона Троицы высшим выражением русского художественного гения.
Икона Троицы
Всегда теряюсь, к какому типу отнести "Троицу" Андрея Рублева. Искусствоведы говорят: ветхозаветная. Но ведь нет на иконе никаких бытовых примет Ветхого Завета. Кроме разве древнего Мамврийского дуба за плечом среднего Ангела, символизирующего, по большинству толкований, Сына Иисуса Христа.
В том-то и дело, что Андрей Рублев (отец Павел Флоренский считал, что идея образа восходит к самому Сергию Радонежскому) полностью убрал всякую земную атрибутику. Три его Ангела это Предвечный Совет Трех. Здание, древо, горка лишь метафоры, позволяющие нам различать беседующих: Домостроителя Отца, Распятого на древе Сына, возносящего в горние выси Духа Святого.
Если говорить о смысле изображенного на иконе, о содержании той безмолвной беседы, свидетелями (точнее послушниками) которой делает нас живописец, то, может быть, как думают некоторые, имеется в виду непосредственно момент ниспослания в мир Духа. "И я умолю Отца, говорит Спаситель в Евангелии, чтобы послал вам Духа Утешителя". Христос (средний Ангел рублевской иконы), склонив голову, умоляет Отца Ангела, сидящего слева. И Отец соизволяет и благословляет Духа Святого (Ангела, сидящего справа) сойти на апостолов.
Иными словами, изображен тот же момент, что и на иконах Сошествия Святого Духа. Только там берется земной, человеческий аспект события (сидят апостолы
и на них в виде языков пламени нисходит Дух Святой), а здесь мы восходим к умозрению небесной, божественной стороны события (в Предвечном Совете решается вопрос о сошествии Святого Духа).
Личность и соборность
Человек, созданный по образу Божию, то есть по образу Святой Троицы, взирая на икону Рублева, как бы смотрится в зеркало. И если долго смотреться в нее, Троица начнет смотреться в тебя.
Образ "образует" и "преобразит" тебя и это будет подлинное (не "среднее" и не "специальное") "образование". Что-то новое "образуется" в тебе, чего ты будто не знал и не чувствовал прежде, Ты сам "образуешься" с триединством сердца, ума, воли словно вовсе не существовал раньше...
И другой урок сергиевской (рублевской) "Троицы". В русском языке слово "личность" от слова "лик". Мы говорим: на иконах изображаются лики святых. А. Блок говорит: "пред ликом Родины". И современный поэт: "Проступают лики грозно у безликих на лице".
Значит, и на безликих лицах современников могут проступать "лики". Когда же и как он проступает, лик у безликого?
Чтобы понять это, вспомним другое значение древнеславянского слова "лик".
Мы говорим: причислить к лику святых. В смысле: к Собору, ко множеству, к Невидимой Церкви святых. В церковном уставе пишется: оба лика (то есть оба хора, клироса) сходятся на середину храма. То есть лик это собор, хор, множество. И уж, конечно, не само по себе "множество" (толпа ничем не связанных индивидов), а "единство во множестве" , множество собранное, соборованное.
Иными словами, никто не личность сам по себе. Только соборованный, являющий в себе собор, лик, лишь такой человек личность. Личность всегда соборна, индивид всегда безлик.
Но что за лик (или чей лик) являет в себе личность?
Подобно тому, как каждый из рублевских ангелов причислен к "лику" Трех Божественных Лиц, как преподобный Сергий Радонежский или Серафим Саровский причислены к "лику" святых, так всякий русский (если он русский) причтен к "лику" Русского Народа.
Соборная личность нации вот что проступает, проявляется сегодня на безликих лицах соотечественников. Личность нации, соборованной со времени Сергия Радонежского и Андрея Рублева во образ Пресвятой Троицы.
Говоря по-другому, "всмотреться" в рублевскую "Троицу" значит, всмотреться в душу, в соборную личность России. И тогда Россия, "русская идея" начинает смотреться в тебя и видеться в тебе. И узнавать тебя, признавать тебя своим.
Душу народа не перестроить
... Едут, едут к нам проповедники и пастыри других религий на дикое поле поросших атеистическим бурьяном поколений. Хотят переделать, перестроить нас: за политической и экономической "перестройкой" везут "перестройку" духовную.
Поди, однако, попробуй перестрой Ивана Великого по образу баптистской молельни или синагоги, собор Василия Блаженного в римский храм Святого Петра. Разрушить можно перестроить нельзя.
Если архитектуру нельзя, так неужели, думает кто-то, душу можно? Душу православного народа и по образу ее слепленную душу отдельного русского человека?
Потому нельзя, что никому не удастся разрушить собора высшего Собора Живоначальной Троицы, одно из мгновений творческой жизни которого прозрел и запечатлел гениальный художник Андрей Рублев.
... А были (и будут) попытки отменить Троицу, исказить весь тройческий образ и порядок мира. Каких только ересей, клевет и заблуждений не было наговорено на Троицу главный жизненный принцип устроения нашего народа.
Вспомним антитринитариев так называют еретиков и протестантов, не признающих догмата о Троице, стремящихся свести, редуцировать Триипостасного Бога христиан к без-Сыновнему и без-Духовному Богу древних иудеев. Особую ненависть их вызывали иконы лики Христа, Богородицы, святых, образы Святой Троицы, воззрением на которую "побеждался ненавистный страх розни мира сего".
Будут потом писать против Троицы и атеисты (мол, формула Единица-Троица в их скудную "логику" не вмещается), и разного толка сектанты, и Лев Толстой...
Резко расходится православное понимание Троицы и с учением католиков. Среди многих богословско-поэтических формулировок, оставленных святоотеческой письменностью, были и такие, что "Дух Святой исходит от Отца чрез Сына" или "от Отца и Сына" (в том смысле, что посылается Отцом по просьбе Сына). Западные богословы возвели это частное богословское мнение в степень догмата, ввели с помощью светской власти, при Карле Великом в "Символ веры" ("верую... в Духа Святого, от Отца и от Сына исходящего" по латыни Filioque).
Последствия этого, казалось бы, сугубо абстрактного, богословского изменения сказались и продолжают сказываться на всей системе католического Бого и мировоззрения, на всей западной духовности, истории, культуре. Ведь нетрудно понять, что и нравственность, и жизненная позиция, и устроение души впрямую зависят от "прямого" , правильного богословия, то есть, в конечном счете, от православного понимания Троицы.
Мы уже говорили в начале статьи, что жизнь и практика в христианстве не могут быть отделены от веры и знания. "Каждой догматической ошибке, какой бы ничтожной она ни казалась, неизбежно соответствует моральный грех" , писал известный русский философ Л. П. Карсавин в книге "Восток, Запад и Русская идея". Здесь же мы имеем место с ошибкой, отнюдь не ничтожной.
Посмотрите, действительно: западное учение об исхождении Святого Духа "от Отца и Сына" с необходимостью предполагает некое особое единство Отца и Сына. То есть первым двум Лицам Троицы оказывается свойственно нечто, что третьему Лицу ("третьей ипостаси" , как говорят теологи) не свойственно, а значит, в чем-то Святой Дух "ниже" Отца и Сына.
Это разрушает равенство и равное достоинство ипостасей, вводит идею подчинения одного из Божественных Лиц двум другим. Это невозможно логически, ибо тут же, в Символе, католики одинаково с православными утверждают веру в Духа Святого: "со Отцем и Сыном споклоняема и сславима" то есть равнопоклоняемого и равночтимого. Не отменяют католические богословы и догмата о единосущии Трех Лиц. То есть формула "и от Сына" действительно является с их стороны логической ошибкой.
Единство против распада
Но эта ошибка, греховно, по-человечески внесенная однажды в христианское исповедание, определяет и далее греховные, человеческие следствия. Ведь цель жизни христианской, по учению Серафима Саровского, есть "стяжание Духа Святого". Благодатью Духа совершается обожение человека. И само усыновление человека Богу в таинстве Крещения Господня осуществилось одновременным волеизъявлением Отца ("Сей есть Сын мой возлюбленный!") и схождением Духа в виде голубя на Иисуса.
Значит, учение о Филиокве содержит вместе с умалением Духа и умаление Христа в его человечестве. Полнота Божественности для человеческого бытия оказывается недоступной, спасение (как обожение) невозможно. Невозможно и истинное познание как восприятие Абсолютной Истины.
Так рождается специфическая западноевропейская "гносеология" наука о "границах" человеческого знания. Основными категориями европейской научной мысли становятся рационализм, эмпиризм, релятивизм.
Понятны и социальные следствия. Если пропасть между абсолютным и относительным ничем не заполнима, то целью человечества может быть лишь сугубо земное, материальное его обустройство. Иными словами, рано или поздно католицизм должен был развиться в собственное революционное отрицание. Великое разделение Церквей 1054 года отозвалось Великими и кровавыми французскими, а затем, по завезенной моде, и русскими революциями XVIII, XIX, начала XX века.
Тут нет противоречия ведь и "призрак коммунизма" , бродивший так долго не только по Европе, родился в недрах гегельянства от скрещения пантеистического натурализма Энгельса с каббалистическим "гуманизмом" Маркса. Христианство "в пределах только разума" рано или поздно, но неизбежно должно и вовсе отказаться от центрального положения Христа в земной и космической истории, от "непостижимых" догм Троичности и Боговоплощения и свестись к "общечеловеческим ценностям" , с глобализмом и однополярным "мировым правительством".
Итак, любые иноверные проповедники хоть католики, хоть протестанты, несут нам не что иное, как ложь и ересь о Святой Троице.
Ведь если Сын не единосущен Отцу, значит, Он в Рождестве Своем не соединил подлинно Божеской природы с человеческой? Значит, и нам не дал, как утверждал апостол Иоанн Богослов, "власти чадами Божиими быть"? Значит, тщетно молился Христос в Гефсиманском саду, просил Отца: "Да будут они (то есть мы с вами) едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе"? Значит, лгал инок Андрей Рублев в своей гениальной "Троице" , изображая "равночестными" , ничем не умаленными друг перед другом трех взаимно склоненных в любви и единении ангелов, символизирующих Троицу? Значит, Сергий Радонежский, учитель Рублева и всея Руси, обманул его, нас, и себя, когда воздвиг храм Живоначальной Троице "чтобы постоянным воззрением на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего"?
Нет, не лгут ни апостол, ни Сергий, ни Андрей Рублев: человек и народ вылеплены по образу и подобию Святой Троицы. И народ един в тебе, во мне, в тысячах и миллионах наших соотечественников как Отец с Сыном и Духом в едином Боге.
И сегодня нам, русским, ощутить себя, как во времена Сергия, народом Пресвятой Троицы значит противостать всей разрушительной, обезличивающей, обесчеловечивающей тенденции современной антихристианской цивилизации, осатанелому натиску "общечеловеческих ценностей". А все проповедники и распространяемые ими ереси объективно направлены сегодня к одному расторжению и разрушению Русского Дома, национального единства, отражающего и выражающего в современных исторических условиях Лик Единства Небесного.
... А вы говорите "богословские тонкости"...
06.06.2006
Источник: Московская правда