ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Дом Пресвятой Троицы

Николай Лисовой :: 06 июня 2006

В седьмое воскресенье после Пасхи (в этом году 11 июня) празднует Русская Православная Церковь Троицын день – праздник Пресвятой Троицы. Это совершенно особый день в русском церковном году. Ему посвящены храмы и древние обители, в них находятся чтимые храмовые иконы, по селам и деревням сохранились местами троицкие игрища и гадания, завивание троицкой березки. Когда недавно решили воздвигнуть храм в память 1000-летия Крещения Руси в Москве (на Борисовских прудах) – его тоже освятили во имя Святой Троицы.

В чем смысл этого праздника и его особенное значение для русской истории и культуры?

Завет Сергия Радонежского

Бытие определяет сознание – в том числе в религии. Чтобы "понять" православие, нужно его сначала принять и начать жить в нем. Это полностью относится и к самому таинственному из христианских догматов – к учению о Святой Троице. "Кто любит меня, – говорит Спаситель в Евангелии, – тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). О том же самом, только ближе к быту, говорит народная мудрость: "Без Троицы дом не строится". То есть опять-таки, если мы будем любить и веровать, не мы к Троице – она сама к нам придет и "сотворит обитель": станет строить с нами наш внутренний дом, и дом для нашей семьи, и дом национальный, державный.

Неслучайно раскрытие нравственного смысла догмата Троицы и формирование на его основе русского национального характера и национального сознания исторически связаны с именем преподобного Сергия Радонежского и с его эпохой. Придя на Маковец близ Радонежа в 1340 году и срубив первый деревянный храм Пресвятой Троицы, Сергий задал новое направление в духовном устроении русского человека. Потому что сам "игумен Земли Русской" относился к числу праведников, в душе у которых "сотворила обитель" Святая Троица.

Пушкин сказал о Ломоносове: "Он сам был первый русский университет". О Сергии надо было бы сказать: "Он сам первым сделался обителью Святой Троицы".

Так Троицын день, который был первоначально лишь местным престольным праздником воздвигнутой Сергием Троицкой церкви, стал любимым праздником всего русского народа, самобытным выражением народной души и идеала. А написанная Андреем Рублевым икона Троицы – высшим выражением русского художественного гения.

Икона Троицы

Всегда теряюсь, к какому типу отнести "Троицу" Андрея Рублева. Искусствоведы говорят: ветхозаветная. Но ведь нет на иконе никаких бытовых примет Ветхого Завета. Кроме разве древнего Мамврийского дуба за плечом среднего Ангела, символизирующего, по большинству толкований, Сына – Иисуса Христа.

В том-то и дело, что Андрей Рублев (отец Павел Флоренский считал, что идея образа восходит к самому Сергию Радонежскому) полностью убрал всякую земную атрибутику. Три его Ангела – это Предвечный Совет Трех. Здание, древо, горка – лишь метафоры, позволяющие нам различать беседующих: Домостроителя – Отца, Распятого на древе Сына, возносящего в горние выси Духа Святого.

Если говорить о смысле изображенного на иконе, о содержании той безмолвной беседы, свидетелями (точнее – послушниками) которой делает нас живописец, то, может быть, как думают некоторые, имеется в виду непосредственно момент ниспослания в мир Духа. "И я умолю Отца, – говорит Спаситель в Евангелии, – чтобы послал вам Духа – Утешителя". Христос (средний Ангел рублевской иконы), склонив голову, умоляет Отца – Ангела, сидящего слева. И Отец соизволяет и благословляет Духа Святого (Ангела, сидящего справа) сойти на апостолов.

Иными словами, изображен тот же момент, что и на иконах Сошествия Святого Духа. Только там берется земной, человеческий аспект события (сидят апостолы

– и на них в виде языков пламени нисходит Дух Святой), а здесь мы восходим к умозрению небесной, божественной стороны события (в Предвечном Совете решается вопрос о сошествии Святого Духа).

Личность и соборность

Человек, созданный по образу Божию, то есть по образу Святой Троицы, взирая на икону Рублева, как бы смотрится в зеркало. И если долго смотреться в нее, Троица начнет смотреться в тебя.

Образ "образует" и "преобразит" тебя – и это будет подлинное (не "среднее" и не "специальное") "образование". Что-то новое "образуется" в тебе, чего ты будто не знал и не чувствовал прежде, Ты сам "образуешься" – с триединством сердца, ума, воли – словно вовсе не существовал раньше...

И другой урок сергиевской (рублевской) "Троицы". В русском языке слово "личность" – от слова "лик". Мы говорим: на иконах изображаются лики святых. А. Блок говорит: "пред ликом Родины". И современный поэт: "Проступают лики грозно у безликих на лице".

Значит, и на безликих лицах современников могут проступать "лики". Когда же и как он проступает, лик у безликого?

Чтобы понять это, вспомним другое значение древнеславянского слова "лик".

Мы говорим: причислить к лику святых. В смысле: к Собору, ко множеству, к Невидимой Церкви святых. В церковном уставе пишется: оба лика (то есть оба хора, клироса) сходятся на середину храма. То есть лик – это собор, хор, множество. И уж, конечно, не само по себе "множество" (толпа ничем не связанных индивидов), а "единство во множестве" , множество собранное, соборованное.

Иными словами, никто не личность сам по себе. Только соборованный, являющий в себе собор, лик, – лишь такой человек личность. Личность всегда соборна, индивид всегда безлик.

Но что за лик (или чей лик) являет в себе личность?

Подобно тому, как каждый из рублевских ангелов причислен к "лику" Трех Божественных Лиц, как преподобный Сергий Радонежский или Серафим Саровский причислены к "лику" святых, так всякий русский (если он русский) причтен к "лику" Русского Народа.

Соборная личность нации – вот что проступает, проявляется сегодня на безликих лицах соотечественников. Личность нации, соборованной – со времени Сергия Радонежского и Андрея Рублева – во образ Пресвятой Троицы.

Говоря по-другому, "всмотреться" в рублевскую "Троицу" – значит, всмотреться в душу, в соборную личность России. И тогда Россия, "русская идея" начинает смотреться в тебя и видеться в тебе. И узнавать тебя, признавать тебя своим.

Душу народа не перестроить

... Едут, едут к нам проповедники и пастыри других религий – на дикое поле поросших атеистическим бурьяном поколений. Хотят переделать, перестроить нас: за политической и экономической "перестройкой" везут "перестройку" духовную.

Поди, однако, попробуй перестрой – Ивана Великого по образу баптистской молельни или синагоги, собор Василия Блаженного – в римский храм Святого Петра. Разрушить можно – перестроить нельзя.

Если архитектуру нельзя, так неужели, думает кто-то, душу можно? Душу православного народа – и по образу ее слепленную душу отдельного русского человека?

Потому нельзя, что никому не удастся разрушить собора высшего – Собора Живоначальной Троицы, одно из мгновений творческой жизни которого прозрел и запечатлел гениальный художник Андрей Рублев.

... А были (и будут) попытки отменить Троицу, исказить весь тройческий образ и порядок мира. Каких только ересей, клевет и заблуждений не было наговорено на Троицу – главный жизненный принцип устроения нашего народа.

Вспомним антитринитариев – так называют еретиков и протестантов, не признающих догмата о Троице, стремящихся свести, редуцировать Триипостасного Бога христиан к без-Сыновнему и без-Духовному Богу древних иудеев. Особую ненависть их вызывали иконы – лики Христа, Богородицы, святых, образы Святой Троицы, воззрением на которую "побеждался ненавистный страх розни мира сего".

Будут потом писать против Троицы и атеисты (мол, формула Единица-Троица в их скудную "логику" не вмещается), и разного толка сектанты, и Лев Толстой...

Резко расходится православное понимание Троицы и с учением католиков. Среди многих богословско-поэтических формулировок, оставленных святоотеческой письменностью, были и такие, что "Дух Святой исходит от Отца чрез Сына" или "от Отца и Сына" (в том смысле, что посылается Отцом по просьбе Сына). Западные богословы возвели это частное богословское мнение в степень догмата, ввели – с помощью светской власти, при Карле Великом – в "Символ веры" ("верую... в Духа Святого, от Отца и от Сына исходящего" – по латыни Filioque).

Последствия этого, казалось бы, сугубо абстрактного, богословского изменения сказались и продолжают сказываться на всей системе католического Бого – и мировоззрения, на всей западной духовности, истории, культуре. Ведь нетрудно понять, что и нравственность, и жизненная позиция, и устроение души впрямую зависят от "прямого" , правильного богословия, то есть, в конечном счете, от православного понимания Троицы.

Мы уже говорили в начале статьи, что жизнь и практика в христианстве не могут быть отделены от веры и знания. "Каждой догматической ошибке, какой бы ничтожной она ни казалась, неизбежно соответствует моральный грех" , – писал известный русский философ Л. П. Карсавин в книге "Восток, Запад и Русская идея". Здесь же мы имеем место с ошибкой, отнюдь не ничтожной.

Посмотрите, действительно: западное учение об исхождении Святого Духа "от Отца и Сына" с необходимостью предполагает некое особое единство Отца и Сына. То есть первым двум Лицам Троицы оказывается свойственно нечто, что третьему Лицу ("третьей ипостаси" , как говорят теологи) не свойственно, а значит, в чем-то Святой Дух "ниже" Отца и Сына.

Это разрушает равенство и равное достоинство ипостасей, вводит идею подчинения одного из Божественных Лиц двум другим. Это невозможно логически, ибо тут же, в Символе, католики одинаково с православными утверждают веру в Духа Святого: "со Отцем и Сыном споклоняема и сславима" – то есть равнопоклоняемого и равночтимого. Не отменяют католические богословы и догмата о единосущии Трех Лиц. То есть формула "и от Сына" действительно является с их стороны логической ошибкой.

Единство против распада

Но эта ошибка, греховно, по-человечески внесенная однажды в христианское исповедание, определяет и далее греховные, человеческие следствия. Ведь цель жизни христианской, по учению Серафима Саровского, есть "стяжание Духа Святого". Благодатью Духа совершается обожение человека. И само усыновление человека Богу в таинстве Крещения Господня осуществилось одновременным волеизъявлением Отца ("Сей есть Сын мой возлюбленный!") и схождением Духа в виде голубя на Иисуса.

Значит, учение о Филиокве содержит вместе с умалением Духа и умаление Христа – в его человечестве. Полнота Божественности для человеческого бытия оказывается недоступной, спасение (как обожение) невозможно. Невозможно и истинное познание – как восприятие Абсолютной Истины.

Так рождается специфическая западноевропейская "гносеология" – наука о "границах" человеческого знания. Основными категориями европейской научной мысли становятся рационализм, эмпиризм, релятивизм.

Понятны и социальные следствия. Если пропасть между абсолютным и относительным ничем не заполнима, то целью человечества может быть лишь сугубо земное, материальное его обустройство. Иными словами, рано или поздно католицизм должен был развиться в собственное революционное отрицание. Великое разделение Церквей 1054 года отозвалось Великими и кровавыми французскими, а затем, по завезенной моде, и русскими революциями XVIII, XIX, начала XX века.

Тут нет противоречия – ведь и "призрак коммунизма" , бродивший так долго не только по Европе, родился в недрах гегельянства от скрещения пантеистического натурализма Энгельса с каббалистическим "гуманизмом" Маркса. Христианство "в пределах только разума" рано или поздно, но неизбежно должно и вовсе отказаться от центрального положения Христа в земной и космической истории, от "непостижимых" догм Троичности и Боговоплощения – и свестись к "общечеловеческим ценностям" , с глобализмом и однополярным "мировым правительством".

Итак, любые иноверные проповедники – хоть католики, хоть протестанты, – несут нам не что иное, как ложь и ересь о Святой Троице.

Ведь если Сын не единосущен Отцу, значит, Он в Рождестве Своем не соединил подлинно Божеской природы с человеческой? Значит, и нам не дал, как утверждал апостол Иоанн Богослов, "власти чадами Божиими быть"? Значит, тщетно молился Христос в Гефсиманском саду, просил Отца: "Да будут они (то есть мы с вами) едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе"? Значит, лгал инок Андрей Рублев в своей гениальной "Троице" , изображая "равночестными" , ничем не умаленными друг перед другом трех взаимно склоненных в любви и единении ангелов, символизирующих Троицу? Значит, Сергий Радонежский, учитель Рублева и всея Руси, обманул его, нас, и себя, когда воздвиг храм Живоначальной Троице – "чтобы постоянным воззрением на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего"?

Нет, не лгут ни апостол, ни Сергий, ни Андрей Рублев: человек и народ вылеплены по образу и подобию Святой Троицы. И народ един – в тебе, во мне, в тысячах и миллионах наших соотечественников – как Отец с Сыном и Духом в едином Боге.

И сегодня нам, русским, ощутить себя, как во времена Сергия, народом Пресвятой Троицы – значит противостать всей разрушительной, обезличивающей, обесчеловечивающей тенденции современной антихристианской цивилизации, осатанелому натиску "общечеловеческих ценностей". А все проповедники и распространяемые ими ереси объективно направлены сегодня к одному – расторжению и разрушению Русского Дома, национального единства, отражающего и выражающего в современных исторических условиях Лик Единства Небесного.

... А вы говорите – "богословские тонкости"...

06.06.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама