На спектакль "Тигры в чайном домике" пришли любители танца и адепты восточных единоборств.
Автор балета хореограф Каролин Карлсон тридцать лет изучала дзен.
Каролин Карлсон возглавляет Национальный хореографический центр Рубе Нор Па де Кале во Франции. Американка финского происхождения, живущая во Франции, известна как незаурядная танцовщица, выступавшая во многих странах с пластическими "сольниками". Поселившись тридцать лет назад в Париже, она начала ставить балеты сначала для себя, потом и для других. Кочевая жизнь, особенно в условиях открытых границ и глобализма, не проходит даром ни для кого. Тем более для Карлсон, читающей философские трактаты и четыре года работавшей директором танцпрограммы Венецианской биеннале современного искусства. Когда организаторы гастролей, Французский культурный центр и столичный Музыкальный театр, отбирали спектакль из ее многочисленных сочинений, интеллектуализм балета явно оказал влияние на выбор. Пополнив многочисленные ряды европейцев, интересующихся экзотическими религиями, дама из Калифорнии осталась в глубинах дзен-буддизма навсегда. "Тигры в чайном домике" ее личный восторг от открывшихся возможностей и преклонение Запада перед Востоком. Особенно перед Дальним Востоком.
Длинные мужские "хакамы" похожая на юбку одежда труженика айкидо. Задник Российского молодежного театра, где проходили гастроли, пустота, и на краю ненавязчиво цветущая ветка. В костюмах сплошной инь и ян (символика цветов черное, белое и черно-белое). Бамбуковые палки и шесты, ширмы, чайные лаковые чашки, воскурение благовоний, вода в водоеме и вода, падающая с колосников (то есть с неба). "Тигров" трое японец, кореец и европеец. Один из безымянных персонажей растрепан и сильно взвинчен у нас его назвали бы юродивым, другой, с роскошной гривой черных волос, элегантен и вкрадчив, третий, коротко стриженный атлет, мускулист и сосредоточен. Он умеет носить бамбук не только на голове, но и в зубах.
Мужское трио не только профессиональные танцовщики, но и специалисты по единоборствам. Поэтому их пластика убийственно точна. Кажется, что и воздух под рубящими взмахами рук и бросками тел становится иным, обретает невиданную плотность, сминается по человеческому желанию и вдоль, и поперек, и внутрь, и наружу. В движениях проясняется название балета. Тигры символ напора, чайная церемония знак медитации. А дзен, особенно в глазах европейцев, и есть скрещение самоуглубления с порывом. Достаточно вспомнить практику "коанов" (парадоксальных неожиданных фраз или вопросов, сбивающих человека с его готовых представлений).
Смотреть спектакль надо, обложившись справочниками по религии. Тогда вы поймете авторские намеки и разберетесь в многочисленной символике. Иначе получается, как говаривал Райкин, "рекбус и кроксворд". Впрочем, можно обойтись и без справочников. Тогда зрелище пройдет где-то на уровне фильма "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". Хорошая, в общем, эмоция: есть такие удивительные восточные герои, коня на скаку остановят и палку в зубах пронесут.
На "Тигров в чайном домике" стоило сходить. Это была возможность поглядеть на людей, для которых собственное тело беспредельная возможность, и боевую мощь они используют в мирных целях. Исполнители балета сделали все, чтобы европейский зритель проникся древней мудростью людей "восходящего солнца". И были ли то изображенные человеком животные, или просто мелькнула метафора энергичной ловкости не важно. Нечто большое и подвижное (хищные кошки) виртуозно существовало в маленьком и хрупком (помещение для церемонии). Тигр в чайном домике не слон в посудной лавке.
06.06.2006
Источник: Независимая газета