А если верить, то кому и во что? Вот вечный вопрос, не нашедший пока единого ответа за всю многотысячелетнюю историю развития человечества. Более того, вера и религиозный фанатизм нередко становились поводом для кровавых межнациональных войн.
Если же взять по крупному, то вера во всевышний разум и связанные с ним духовные ценности нужна человеку, главным образом в начале пути, когда закладываются основы морального облика, и на склоне лет, когда человек, сполна испытав тщету земного, готов склонить голову перед лицом вечности. А в пору зрелых лет человек вправе сам решать такие вопросы, сообразуясь с имеющимся у него опытом жизни.
Человек в повседневности будней видит чаще всего отсутствие Божьего промысла, поскольку зло, на его взгляд, оказывается ненаказанным, негодяи процветают, лучшие люди гибнут или прозябают в нищете и безвестности, нет чудес, а мир материален и делится на атомы и молекулы. Но, с другой стороны, человек видит, как удивительно целостен и гармоничен мир, непознаваемо глубока тайна мироздания и как ничтожен человек на ладони Вселенной. И вот, если весы уравнялись и в душе человека накопилось одинаково аргументов "за" и "против", он, чаще всего, готов принять сторону Бога.
Но это его сугубо личное дело. Одинаково аморально как навязывать веру в Бога и заставлять человека исполнять религиозные обряды, так и подвергать преследованиям за то, что он не верит во Всевышнего или верит в рамках иного исповедания. В этом отношении отделение церкви от государства в наше время закономерно и оправдано.
Россия сполна натерпелась притеснений и страданий от духовного гнета. Во времена царя-батюшки православие изгоняло одних иноверцев за черту оседлости, других подвергало остракизму или насильственному обращению в православие. Во времена большевизма все развернулось в обратную сторону. Под флагом коммунистической идеологии физически уничтожались или ссылались в лагеря служители православной церкви вкупе со всеми прочими духовниками.
И вот, кажется, наступило время выбрать "золотую середину". Страна выбралась из хаоса перестройки. На второй план отошла проблема голода. На первый выступает проблема создания, а точнее возвращения утраченных моральных ценностей.
В России установилась более или менее приличная демократия, народу объявили делайте что хотите, в рамках прав и свобод Конституции. Но пока эти права и свободы не подкреплены глубокими нравственными принципами, остается опасность, что свобода, отданная на откуп стихийным силам, может привести к саморазрушению общества.
Главное достояние человека, данное ему свыше, непостижимая, нетленная душа. Она существует наряду с сознанием, дополняя его. Никому не дано изменить душу человека. Младенец приходит в этот мир с уже оформленной безгрешной душой, не умея еще воспринимать окружающий мир. И основная забота близких укрепить душу ребенка знаниями вечных, проверенных жизнью идеалов, не приспосабливаясь к придуманным установкам типа "морального кодекса строителя коммунизма". И здесь я подошел к главной, самой болезненной теме, которая, собственно, и заставила меня взяться за перо. Речь о духовном образовании в школе.
Человек в этой жизни проходит по узкой тропе между моральными обязанностями перед обществом и сознанием своей значимости в этом мире. Если у человека нет морально-этических ограничений, но есть высокая интеллектуальная, техническая выучка школы и университетов, такой человек может представлять для общества серьезную угрозу. История знает множество тому примеров. Достаточно упомянуть кровавые фашистские войны, акты национального и международного терроризма. С ростом интеллектуальных возможностей человечества угроза слепых, но технически прекрасно оснащенных сил может приобрести планетарный масштаб.
Выход из этой ситуации, во всяком случае на данном отрезке времени, создавать в обществе условия нетерпимости к нравственной распущенности. Для примера приведу Соединенные Штаты Америки. Эта страна считается оплотом демократии. Церковь в ней, как и во всех светских странах, отделена от государства. Тем не менее, на всех денежных знаках (долларах, центах) начертано изречение "In Got we trust" "Мы верим в Бога".
Не сомневаюсь, что в США достаточно негодяев, которые мошенничают, пользуясь денежными знаками с божественной символикой. Но они являются изгоями общества. Если таковых обнаруживают, они получают моральное осуждение со стороны народного большинства, убежденного, что деньги можно заработать только честным путем и что богатство дается только тем, кто любит Бога. Таков моральный климат страны.
И возьмем другую страну. В ней тоже есть мошенники и негодяи, добывающие богатство нечестным путем. О них пишет пресса, но с ними ничего не могут сделать. Создается ощущение всеобщего воровства наверху, ибо нет морали. Мораль не в почете. В результате воровство становится нормой не только на верхних, но и на низовых уровнях, а каждый честный человек чувствует себя "белой вороной" неудачником. Не буду далее развивать эту тему, поскольку она бесконечна.
Необходимо обратить самое серьезное внимание на развитие духовной основы общества. В этой работе главной заботой должны стать дети, поскольку им принадлежит будущее. Нужно учить не только правильно складывать-умножать, брать интегралы и постигать могущество компьютерно-физического мира, но и учить духовной грамоте, учить правильно соотносить свои действия с интересами других людей и общества.
Лучших учебников по этому предмету, чем Библия и Евангелие, я не знаю. Коран также является крупнейшим вместилищем духовных знаний, но он более труден для восприятия. Отмечу только, что основные идеи магометанства полностью перекликаются с традициями христианских и иудаистских заповедей. При грамотной постановке вопроса уроки духовной культуры в школах вполне могут осуществляться одновременно (последовательными курсами) для детей разных конфессий без разделения на "православных" и "неправославных", на "верных" и "неверных" и без ущемления их прав и свобод.
Абдулхай ЖАМАЛЕТДИНОВ. Доктор геолого-минералогических наук, профессор.
06.05.2006
Источник: Полярная правда (Мурманск)