ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Поборники чистой любви

Защитники "катарской ереси" доблестно отстаивали свою веру до самого конца

Павел Тищенко-Романченко :: 08 июня 2006

Катаров не испугали даже костры святой инквизиции.

Последние из них погибли, утверждая, что мир держится на нескончаемой борьбе добра и зла.

Возможно, в этом утверждении кроется глубокий слысл.

Вечером 16 марта 1244 года двести пятнадцать последних защитников Монсегюра вышли из замка и добровольно сдались солдатам Людовика IX. Однако этот поступок не являлся поражением – ни один из двухсот пятнадцати катаров не согласился отречься от своей веры. Распевая гимны, все они взошли на разложенный инквизиторами костер.

Сейчас на этом месте возвышается каменная стела с надписью: "Катарам – мученикам за чистую христианскую любовь".

Это событие явилось ключевой точкой в истории борьбы Римской Католической Церкви с катарской ересью. Оно положило начало неофициальной истории катаров и до сих пор окружено многочисленными легендами и слухами.

Окситания

История религиозных войн во Франции, известная каждому из курса средней школы, на самом деле гораздо глубже и сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. В их основе лежало не просто стремление французского короля присоединить к Франции новые земли, а Римского Папы распространить католицизм и искоренить ереси.

Как правило, в основе религиозных войн лежат межкультурные различия, именно они (даже в большей степени, чем жажда денег и власти) ведут к геноциду и отличаются поистине нечеловеческой жестокостью.

К XII–XIII векам Окситания (часть современной Франции, лежащая к югу от Луары) являлась самой культурной страной Европы. Провансальские трубадуры создали здесь уникальную поэзию. Высшие классы были прекрасно образованны, отсюда же происходило семейство Нострадамусов.

В то время как Франция нерушимо блюла католические догмы, Окситания отличалась неслыханной по тем (да и не только по тем) временам религиозной терпимостью. Эта уникальность объяснялась в первую очередь этническими различиями. Во Франции жили потомки франков, население Окситании составляли уроженцы Средиземноморского бассейна. Кельтские, персидские, арабские и еврейские традиции переплелись в Окситании, образовав уникальную и неповторимую культуру. То же самое случилось и с религией.

Религия Окситании (которую католики окрестили катарской, или альбигойской, ересью) возникла в результате наслоения друг на друга множества религиозных традиций. При этом последующие традиции не только не пытались вытеснить собой предыдущие, но и активно вбирали их.

В чем же заключалось принципиальное отличие катаров от католиков? Отличие настолько принципиальное, что Папа Римский не просто отлучил катаров от Церкви, но и назвал их главными врагами христианства, более опасными, чем "неверные" мусульмане.

Мир – творение Сатаны

Катары (греч. – "чистые"), безусловно, были христианами. Все последующие попытки Католической Церкви обвинить их в сатанизме не имеют под собой никаких оснований. Однако дыма без огня не бывает. Попробуем разобраться.

Религия катаров базируется на двух основополагающих принципах, полностью противоречащих ортодоксальной католической доктрине: божественный дуализм и вера в переселение душ. Если с переселением душ все понятно, то дуализм нуждается в дальнейшей расшифровке. Катары верили, что в мире идет постоянная борьба между добром и злом (Богом и Сатаной). И если Бог создал душу человека и солнце, то Сатана является творцом всего остального мира.

"Мир наполнен злом, – утверждали катары, – поэтому он просто не может являться творением доброго Бога. А все те, кто утверждает обратное (священники, Папа), являются слугами Сатаны и отринули Бога истинного".

В этой концепции нетрудно увидеть основные постулаты манихейства – религии, возникшей в III веке в Персии на основе зороастризма. Основатель манихейства Мани, одинаково гонимый как зороастрийцами, так и христианами и в результате погибший мученической смертью, сумел создать уникальный синтез религий, до сих пор не имеющий аналогов. Взяв за основу извечную борьбу добра и зла, он заявил, что Будда, Иисус, Зороастр и собственно сам он, Мани, были пророками, которых Бог отправлял к разным народам, чтобы донести до них истину.

Очевидно, что Католическая Церковь увидела в этой доктрине не просто искажение христианства, но и прямую опасность для себя. Ведь людей страдающих в этом мире значительно больше, чем счастливых и довольных.

Второй момент, противоречащий католицизму, – отношение катаров к женщине и браку. Для католиков женщина – "сосуд греха", в то время как брак священен. Катары считали наоборот. Они не признавали разницы между полами (многие женщины у катаров были дьякониссами) и крайне отрицательно относились к браку и деторождению. При этом катары не имели ничего против свободных отношений и всячески поощряли контрацепцию. Именно это впоследствии создало почву для обвинения катаров в сексуальной невоздержанности и свальном грехе.

И, наконец, отношение катаров к самоубийству, считающемуся в христианстве грехом. Известный американский историк XIX века Генри Ли писал: "...добровольное лишение себя жизни голодом, ядом, истолченным стеклом или открытием вен не было редкостью среди катаров; а родственники умирающего, со своей стороны, обыкновенно старались еще ускорить его конец, полагая, что этим они исполняют свой долг по отношению к нему".

Рим отвечает

В 1209 году Папа Иннокентий III объявил крестовый поход для полного искоренения катарской ереси. Всем его участникам традиционно обещалось полное отпущение грехов.

Бернар Клервосский, написавший устав ордена тамплиеров, выступал со страстными проповедями, обличающими катаров. Симон де Монфор, ставший английским патриотом и известный как палач катарского восстания, топит в крови города Окситании, а папский легат Арно Амори на вопрос, как отличить католика от еретика, произнес свою печально известную фразу: "Убивайте всех, Господь признает своих".

В 1223 году Папа Григорий IX для борьбы с катарами учреждает Святую инквизицию, о подвигах которой можно не распространяться, о них и так все известно.

Альбигойские войны продолжались до 1229 года. Окситания пришла в упадок, катарская ересь была выкорчевана. После разгрома катары ушли в подполье, разбрелись по разным странам Европы. Этой части их истории посвящено бесконечное число книг, подавляющее большинство которых в том или ином виде муссируют тему Грааля. И если верить катарам, то мир до сих пор держится на борьбе добра и зла. И эта борьба продолжается.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама