Белорус Василий Корень приехал в Москву и поселился в Мещанской слободе. За четыре года, приступив к подвижническому труду в 1691 году, он вырезал на липовых досках сцены сотворения мира, грехопадения Адама и Евы, а потом напечатал их и раскрасил листы. Так на свет появился альбом религиозных лубков "Библия для бедных".
Почему Корень выбрал именно такое название? Он заранее знал своего адресата-простолюдина, не умеющего писать и читать, но имеющего глаза они и помогали бедным людям войти в мир религии, приобщиться к ее главным догматам.
Так случилось, что до наших дней дошел всего лишь один экземпляр творения Василия Кореня. Старался он для людей, для "общества", наградить бы его за усердие, ан нет: официальная церковь усмотрела в "Библии для бедных" еретические мотивы, чрезмерную вольность и арестовала весь "тираж" альбома около тысячи отпечатков. Чудом уцелел один экземпляр альбома, хранящийся ныне в Питере, в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина.
Русский человек, уроженец Пензенской области, а ныне москвич, наш современник Виктор Пензин, значительную и, наверное, главную часть своей жизни проводит в Малом Головином переулке, рядом со Сретенкой и Лубянкой, в двух шагах от Печатной слободы и церкви Троицы в Листах. Вслушайтесь в названия! Лубок, лубочный, листы сама обстановка тут обрекла художника Пензина вновь открыть забытую страницу отечественной культуры. Ибо Виктор Петрович уже много лет продолжает традиции отечественного лубка. Пензин давно вынашивал мысль восстановить "Библию для бедных". И в итоге, как выражаются искусствоведы, реконструировал альбом Василия Кореня. Каждую доску вручную он резал от трех месяцев до полугода. Да, липа мягкий, податливый материал, но попробуйте одеть гладко обструганную доску в узоры!
Мало кто из сведущих людей смог отличить те кореневские листы от пензинских. Покойный академик Борис Пиотровский, директор Эрмитажа, так оценил труд художника: "Вы совершили настоящий подвиг!"
Нынешний вариант "Библии" украшает Музей народной графики в Малом Головином переулке, где Пензин и директор, и экскурсовод, и главный хранитель. Изредка его альбом лубков выезжает за пределы старинного особняка. Побывал он и в здании Президиума Российской Академии наук, где пензинскую "Библию для бедных" придирчиво осмотрел и оценил высокий гость из Беларуси.
Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, специально приехал посмотреть творение московского художника. Кстати, Филарет москвич, окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а через пять лет был назначен ее ректором. В 1978 году Филарет стал Митрополитом Минским и Слуцким. За четверть века архипастырского служения на земле Белой Руси, по свидетельству Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, "Церковью было сделано столько, что сделать больше было бы выше силы человеческой".
Встреча Филарета и Пензина произошла в рамках международной конференции "Христианство на пороге нового тысячелетия". Патриарший Экзарх всея Беларуси высоко оценил работу художника, как и его предшественника, раздвинувших привычные представления о лубке, незаслуженно обвиненного в псевдожанре и эстетических недостатках.
Филарет, отличный музыкант, ценитель прекрасного, убедил Пензина продолжать начатое. В самой встрече чувствовалась некая недосказанность, понять которую легче, обратившись к словам замечательного белорусского художника, лауреата премии Союзного государства Михаила Савицкого, обращенным к Филарету: "Владыка во всем великолепен абсолютно тверд в своей вере, и Бог дает ему мудрость, в которой Владыка совершенно неуязвим, рассудителен и, главное, берет не силой и властью, а любовью и терпением. Вот пример: в Беларуси, особенно после распада СССР, была мощная экспансия католицизма. Католики тогда усиливали свое влияние на Восток. Я как-то сказал Владыке, что надо бы отвоевать утерянные позиции. Он ответил: "Да нет, отвоевывать мы ничего не будем!" И теперь, спустя годы, я понимаю, насколько он был прав. Именно миром и сотрудничеством, любовью, а не конфессиональными войнами Владыке удалось завоевать авторитет среди людей всех конфессий, стать как бы душеприказчиком, духовным отцом всей Беларуси и вместе с тем укрепить Православие в стране, по словам Серафима Саровского, который учил: "Не чужую веру надо ругать, а свою любить".
Вспомнились слова М. Савицкого не случайно. Больше десяти лет назад Пензин со своей "Библией" побывал не где-нибудь, а в Ватикане, в самом сердце католического мира, где был принят Иоанном Павлом II. Русский, православный человек, московский лубочник, повторивший творческий подвиг белоруса Кореня, подарил поляку Каролю Войтыле реконструированный альбом, удостоившись восьмиминутной беседы с тогдашним Папой Римским. Тот, вглядевшись в картинки, не осудил крамольности в сюжетах, более того, улыбнулся при виде листа со змеем-искусителем жалким, с красными, поднятыми кверху лапками...
Сегодня подарок Папе занимает место в Ватиканской апостолической библиотеке.
.. .И вновь задушевные беседы в пензинском музее, его не голос рык, бесконечное вскакивание со стула, рассказы о планах, неожиданные перебивки: "Пойдем посидим, тут рядом хорошее местечко"... Отбояриваюсь, зная: всю ночь Виктор будет отбирать работы для открывающейся на ВВЦ экспозиции. Его лубки знают в Мексике и Австралии, Болгарии и Бразилии, Новой Зеландии и Колумбии, Сингапуре и Сирии, он объездил с персональными выставками полмира, всю огромную, еще единую нашу страну устраивал вернисажи. Четверть века назад он основал мастерскую народной графики "Советский лубок", куда влились художники из Харькова и Вильнюса, Минска и Ростова-на-Дону, Саранска и Ижевска. Отрадно, что Олег и Людмила Подкорытовы из Сергиева Посада не меняют своих пристрастий, что в Беларуси Владимир Чернышев и его тезка Московских продолжают традиции того творческого объединения, рожденного в мастерской Пензина.
Моден ли сегодня лубок, нужен ли, в почете он у музейщиков или в опале, часты ли в столицах выставки художников, продолжающих дело Василия Кореня, Марка Шагала, Маяковского в его "Окнах РОСТА"?
Спросите у Кореня, поглядите еще раз на его библейских героев. Ответ станет ясен.
Не раз приходилось мне выслушивать мнение, говорит Виктор Пензин в своей еще не изданной книге "И останется только имя...", будто профессиональным художникам грех опускаться до видения народа, культивировать его художественные находки и приемы. Предлагали пренебречь опытом прошлого, исторической памятью простых людей. Но разве сам художник не плоть от плоти своих родителей и предков? Каждый народ хранит свои, ему одному присущие нетленные ценности, то, по чему его отличают потомки, что позволяет ему сохранить в веках свое лицо, верить в прошлое, прокладывать путь в будущее... Лубок память народа.Его красочная достопримечательность, способная жить, давать новые ростки, отыскивать путь к благодарному зрителю.
08.06.2006
Источник: Союз|||