Свято-Троицкая Антониево-Сийская обитель расположена недалеко от Архангельска. До святых мест всего пару часов за рулем. Но городская суета нечасто отпускает светских людей в заповедное место, где над Сийскими озерами разносится колокольный звон и льется плавное пение монахов, где радуется, обретая недолгий покой, душа. Через два часа мы у развилки к монастырю, теперь по здешним обычаям полагается пройти пешком восемь километров. Они как граница между миром светским и духовным.
Возрождение Живоначальной Троицы Антониево-Сийского мужского монастыря началось в 1991 году. В 1992-м монастырь был возвращен Русской православной церкви. Настоятелем назначили игумена (ныне архимандрита) Трифона Плотникова. Во время тогдашней смуты вера стала для многих единственным спасением, а нередко и оправданием. После годов правления безбожной власти люди потянулись к монастырю. Ныне в обители 20 человек братии и около 60 трудников. "Порой приходили к нам наниматься в трудники с видом не совсем человеческим, рассказывает настоятель монастыря отец Трифон. Мы даже шутили: не получится ли монастырь имени сорока благоразумных разбойников... Но с первого взгляда не всегда разберешься. Только Господь зрит на сердце человека. Случалось, наши "разбойники" добрели. Кто-то из них находил себя на пути монашеского делания. В начале 90-х приезжали к нам два студента-наркомана, хорошо здесь покуролесили, мы их потерпели положенный срок и выдворили. Недавно один из них, ставший священником, подошел к иноку Прохору в Москве и извинился за тогдашнее свое поведение. А его друг скончался..."
Являясь центром духовной культуры Русского Севера, монастырь притягивает к себе паломников отовсюду. Но не всех приводит сюда вера кто-то приезжает из праздного любопытства. "Мы вынуждены считаться с новым явлением религиозного туризма. Главное, чтобы туристы приноравливались к нашему распорядку и не нарушали своим пребыванием укладность монастыря", считает отец Трифон. В монастыре действует и своя паломническая служба. "Сейчас чаще среди паломников встречаются люди, с обывательской точки зрения вполне благополучные. Что является верным признаком оздоровления общества", считает отец Трифон.
Это удивительное место, с которым связано множество легенд. Например, о старце с кадилом, обходящем владения монастыря, или о слышащемся порой по вечерам над озерами колокольном звоне или церковном пении. Поначалу к таким рассказам не относились всерьез. Но случилось, что один из паломников грузин даже обиделся, что от него укрывают одного старого монаха со светлым образом, которого он случайно увидел... Покой обители изредка нарушается и мирскими чудаками. Так, в монастырь прорывались члены новой секты "поклонников кедров" с целью "подзарядиться божественной энергией" монастырь славится своей кедровой аллеей. Пришлось им объяснять, что кедры находятся на перезарядке...
Есть у братии и вполне земные проблемы. Например, то, что они называют "концом света в отдельно взятом монастыре". Несмотря на апокалиптическое звучание, причины этого явления сугубо экономические: за несвоевременную оплату в обители уже несколько раз отключали электроэнергию. В таких случаях насельники трудятся при свечах. Между прочим, пропитание себе братия добывает самостоятельно. В монастыре работает молочная ферма, есть стадо коров, конюшня, гараж, столярные мастерские, пекарня, тепличное и огородное хозяйство, пашни и луга.
Возрождение монастыря только началось. Восстановлен храм-колокольня Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. Больших усилий потребует, например, возведение Троицкого храма, где покоятся мощи святого Антония. Но здесь говорят: дорогу осилит идущий. С Божией помощью, конечно.
Живоначальной Троицы Антониево-Сийский монастырь основан преподобным Антонием в 1520 году. Его история тесно переплетается с историей нашего государства. Именно здесь принял монашеский постриг будущий Патриарх Московской и всея Руси Филарет (в миру Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Федоровича, основателя династии Романовых). В библиотеке монастыря, славящейся рукописями всемирного значения, некогда работал дядя Ломоносова. В обители сложилась знаменитая школа иконописи. Основатель монастыря святой Антоний сам был иконописцем. Сейчас при монастыре действует своя иконописная мастерская.
Подворье монастыря действует в том числе и в Санкт-Петербурге. На проспекте Просвещения завершается строительство деревянного храма в честь преподобного Антония.
22.06.2006
Источник: Невское время (Санкт-Петербург)