В музейном мире давно научились воспринимать юбилеи не только как праздники, но и как отличный повод всерьез поговорить о главном. А главное это не только проблемы сохранения наследия, выживание музеев и памятников в непростых сегодняшних реалиях, но и развитие связанной с национальным достоянием науки, которую "двигает" армия специалистов разного профиля. Именно так отнеслись историки, филологи, литургисты и искусствоведы к юбилею уникального историко-художественного комплекса в Подмосковье Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. На празднование 350-летия в обитель, основанную в 1656 году патриархом Никоном и по исключительности замысла не имеющую аналогов в мировой истории, 27 июня прибудут иерархи Русской православной церкви, сонм музейщиков и ученых из разных стран. В этот же день там стартует, чтобы продолжиться в Третьяковской галерее, международный симпозиум, организуемый Научным центром восточно-христианской культуры совместно с Историко-архитектурным и художественным музеем "Новый Иерусалим" и ГТГ
Немногим известно, что подмосковный Новый Иерусалим стоит особняком в истории христианства, будучи единственным в своем роде проектом воссоздания Святой земли: на огромной территории реализован замысел грандиозной пространственной иконы. В центре ее Воскресенский собор, сооруженный "в меру и подобие" храма Гроба Господня в Иерусалиме. Однако подмосковный Новый Иерусалим был лишь центральной частью еще более судьбоносного проекта той эпохи превращения всей Руси в новую Святую землю. Трудно сказать, только ли расхождение патриарха Никона и царя Алексея Михайловича помешало воплощению амбициозных замыслов: русские государи не раз пытались достроить монастырь, да и "Святая Русь" будоражила многие умы, оставшись идеалом недостижимым.
Еще меньше знаем мы о многовековой традиции создания Новых Иерусалимов, с эпохи раннего христианства и по сей день живущей и на Востоке, и на Западе. Именно этим особым проектам воспроизведения святых мест Палестины посвящен научный симпозиум "Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространств в христианской культуре"
22.06.2006
Источник: Культура