ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Духовный фактор болезни

Являются ли наши недуги следствием неправильного образа жизни?

Константин Зорин :: 23 июня 2006

Ученые интенсивно исследуют генетические, психологические, социальные, экологические и прочие факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье человека, семьи и общества в целом. Но духовные факторы и духовный смысл болезни при этом обычно остаются в тени.

О вреде порока

Изучая причины болезней и врачебные рекомендации по их профилактике, можно вычленить пусковые механизмы, которые предрасполагают или непосредственно "запускают" патологические процессы. Многие болезни имеют среди своих причин неправильный (по богословской терминологии – греховный) образ жизни. Это – один из факторов риска появления или обострения какого-либо заболевания.

Подчеркнем, что линейный детерминизм, прямая корреляция между нравственно отрицательным поведением и болезнью не всегда оправданы. Более того, они таят серьезную опасность: соблазн по симптоматике вычислять грехи, осуждать человека за его недуг, воспринимать его с отвращением, как злодея, который получает должное возмездие. И все это вместо того, чтобы помочь в беде. К тому же многообразие связей между греховными страстями, а также между соматическими и психическими заболеваниями не позволяет четко классифицировать, что за чем идет, отделить первичное от вторичного. Нельзя забывать и о том, что большинство болезней полиэтиологичны – имеют много совершенно разных причин. Кроме того, различные порочные склонности подчас вызывают одинаковые заболевания.

Например, к язвенной болезни приводят сильные отрицательные эмоции (гнев, испуг) и мелкие повседневные раздражения (нервозная обстановка на работе, в семье, постоянная ипохондрия, вспыльчивость, длительная тревога, ожидание неприятностей и т. д.). Развитию язвенной болезни, как известно, способствуют также курение и злоупотребление алкоголем. Иными словами, гнев, печаль, чревоугодие – духовные истоки этого заболевания. К ним прибавим другие (внеэтические) факторы, ведущие к образованию язвенного дефекта: наследственные, нейроэндокринные (половое созревание, климакс и др.), сезонные изменения погодных условий, прием некоторых медикаментов и т. д. А клиническая картина язвенной болезни остается сходной во всех случаях.

Без сомнения, есть очевидные "цепочки". Вследствие пьянства возникают алкогольные интоксикации, гепатиты и циррозы печени. Онкологические процессы органов дыхания наблюдаются у заядлых курильщиков, самоотравления – у токсикоманов и наркоманов, а пищевое (алиментарное) ожирение – у гурманов.

О пагубности вредных привычек, в частности чревоугодия, известно давно. "Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним; страдание бессонницею, и холера, и резь в животе, – предостерегает Библия, – бывают у человека ненасытного" (Сир. 31,21-23).

Без вины виноватые

Люди, преступающие нравственные нормы и предписания, рискуют повредить не только себе, но и своим потомкам. В этом плане дети становятся без вины виноватыми. Взять хотя бы воздействие наркотиков на эмбриональное развитие.

Очень негативно отражаются на эмбрионе опиаты (метадон и, особенно, героин). В 20-35% случаев наступают преждевременные роды, в 12-45% происходит внутриутробная задержка развития. Риск внезапной детской смерти доходит до 2-4%. У 95% новорожденных отмечается абстинентный синдром, причем у 12-25% он протекает в тяжелой форме (сильные боли, понос, судороги и пр.).

Младенцы наркоманок обычно недоношены, физически слабы, имеют пороки развития, маленький вес и рост. У них понижен иммунитет и потому велик риск инфекционных заболеваний. Психика изначально расшатана, неустойчива к стрессам, реакции неуравновешенны, развитие речи замедлено, память и концентрация внимания ослаблены. В будущем это может подтолкнуть к поиску и употреблению наркотиков.

Как видим, влияние одурманивающих психоактивных средств на организм, психику, поведение и личность человека масштабно и последствия их весьма горьки. Это еще раз доказывает, что болезнь может быть расплатой за нарушение нравственных норм и пренебрежение общечеловеческими ценностями.

Честолюбие – путь к беде?

Но среди духовных причин болезней имеются и менее очевидные, к примеру тщеславие и гордыня. С точки зрения религии, это – греховные страсти, а с точки зрения медицины, – факторы риска сердечнососудистой патологии (в первую очередь ИБС). Возникновение и течение ИБС – итог комплекса патогенных факторов. Роль одних (атеросклероз, артериальная гипертензия, курение, сахарный диабет и пр.) установлена достаточно убедительно. Роль других (генетических, психосоматических, социальных) тоже проясняется в научных работах.

Ученые провели параллели между "инфарктным" характером человека и возникновением ИБС. Зарубежные авторы утверждают, что сердечно-сосудистые заболевания наиболее распространены среди людей с определенными аспектами невротизма (депрессия, уныние, импульсивность) и отдельными психопатическими проявлениями (враждебность, агрессивность, гнев, цинизм).

Специалисты по болезням сердца выделяют среди больных так называемый тип А. Эти люди очень активны, работоспособны, энергичны, целеустремленны, не умеют проигрывать, постоянно ощущают нехватку времени, обладают высокими амбициями и притязаниями, охотно вступают в конкурентную борьбу и стремятся во всем быть первыми. У них риск возникновения стенокардии и инфаркта существенно выше, чем у лиц противоположного психологического склада (тип В), спокойно относящихся к. собственным достижениям, не склонных к конкуренции, умеющих отдыхать.

Инфаркты у таких высокоактивных личностей наступают после внезапной и сокрушительной катастрофы, часто связанной с ущербом для престижа ("разнос" у начальства, отставка, провал ответственного выступления и т.д.). Другой пусковой фактор – достижение желанной цели, объекта давней мечты, за пределы чего интересы и фантазия человека не распространяются (псевдодуховное пресыщение, личностный кризис).

ИБС (стенокардия и особенно инфаркт) оказалась не характерной для японцев. Не секрет, что коренные жители Страны восходящего солнца предпочитают морепродукты (не мясную пищу, а сырую рыбу). Поэтому японцы реже болеют атеросклерозом. Но дело не только в этом. В США провели тщательное и длительное исследование американцев японского происхождения. Было установлено, что если японец почти по всем параметрам относится к типу А (энергичен, дорожит своим временем, много и напряженно трудится), но не склонен к конкурентной борьбе и не сравнивает себя с другими (тем более не противопоставляет себя им), инфаркт ему не угрожает. Если же он полностью воспринял американский стиль жизни и высококонкурентен, то при всех прочих равных имеет такие же шансы на инфаркт, как и американцы типа А.

Это значит, что к инфаркту приводит не высокая поисковая активность сама по себе, а некоторые дополнительные факторы. Если для человека главное – постоянно контролировать ситуацию и всегда ощущать себя выше других, он легко может попасть в непереносимые и в то же время неподвластные ему условия явного преимущества конкурента. По мнению ученых, "возникает парадокс – безудержное стремление контролировать ситуацию приводит в действительности к зависимости от ситуации, повлиять на которую нет никакой возможности".Следовательно, происхождение психосоматической болезни в данном примере можно эскизно представить как процесс соматизации греха: грех – характер – болезнь (в случае ИБС – приступы загрудинных болей, атеросклеротические отложения в сосудах сердца и т.д.).

Иными словами, люди, по-христиански благожелательно относящиеся к своим близким, при прочих равных меньше подвергаются риску сердечно-сосудистых нарушений. ИБС (включая стенокардию и инфаркт миокарда) – типичный результат стрессов, неумения адекватно, "без сцен", без вспышек гнева и злости, ущемленного самолюбия и честолюбивых амбиций реагировать на окружающих и самого себя. Нравственно отрицательные эмоции, черты характера провоцируют развитие названных болезней. Вот чем оборачиваются властолюбие, славолюбие и честолюбие!

Современные шведские и американские исследователи независимо друг от друга пришли к следующему выводу: гневливые и властолюбивые люди склонны к гипертонической болезни, если в силу объективных причин они не выражают в полной мере свои страсти. Гипертония часто возникает у тех людей, которые не могут реализовать своей глубокой, настоятельной потребности управлять ситуацией и поведением окружающих. В результате они вынуждены отказаться от попыток такого контроля и от стремления навязать другим людям свою волю. Необходимость смириться с этим они воспринимают, иногда неосознанно, как поражение. Отсюда и гипертонические кризы.

Больные гипертонией зачастую не уверены в себе, амбициозны, постоянно конфликтуют с вышестоящими лицами. Нередко они имеют сформированный в детстве и периодически обостряющийся внутренний конфликт между стремлением обрести защиту и независимостью, между агрессивностью и чувством вины. Не находящие разумного выхода агрессивные черты личности (сдерживаемый гнев, подавленная враждебность, злопамятность, затаенная и не прощенная обида и др.) буквально съедают человека изнутри и также способствуют резким скачкам артериального давления.

Прислушайтесь к своему сердцу

И наконец, есть такие связи пороков и болезней, в которых разобраться под силу только духовно опытным и прозорливым людям. Наука не занимается данной областью человеческого бытия. Поэтому здесь логично опираться на религиозные источники, без ссылок на труды ученых. Мы вправе рассуждать о конкретных фактах, особенно из Священного Писания и Предания. Подлинность примеров, почерпнутых оттуда, освящена авторитетом богословской традиции.

"Одна и та же болезнь, – разъясняет епископ Варнава (Беляев), – может случиться у одного человека за непочтение к родителям, у другого – за воровство; и даже у одного и того же один раз – за один грех, в другой – за иной". Так, Мариам, сестра пророка Моисея, была поражена проказой за ропот и зависть (см.: Числ. 12, 1-15), а Гиезий, слуга пророка Елисея, – за ложь и сребролюбие (см.: 4 Цар. 5, 20-27). Об этом единодушно свидетельствуют священные тексты трех мировых религий – христианства, иудаизма и мусульманства.

Видный зарубежный психолог Эрих Фромм пишет: "Понимание "религиозной" природы общественно признаваемых мирских стремлений – ключ к пониманию неврозов и иррациональных побуждений... Понимание человеческих мотиваций должно вытекать из понимания общей характеристики смысла человеческого существования, то есть проблемы человеческого существования в целом".

Слабохарактерность, раздражительность, мнительность, злопамятность, обидчивость, самодовольство и прочие страсти – мощные союзники недугов. Поэтому во многих случаях причины наших страданий вырастают на почве нашего сердца.

Отрицать наличие духовных факторов и процессов, ведущих к болезням, абсурдно. Сведения о них обогащают врачебные представления, повышают эффективность лечебных мероприятий и помогают лечить не болезнь, а больного человека. Благодаря этим знаниям легче понять, для чего нужны духовные методы врачевания и почему одна и та же болезнь зачастую протекает по-разному. Не секрет, что бывают одинаковые формы стенокардии, но одинаковых больных стенокардией не бывает. Видимо, эта логика справедлива в отношении любых заболеваний.

Болезнь – это сигнал бедствия, который посылает душа через тело. Прислушаемся к тому, что он говорит, но, конечно, не будем мнительны и чрезмерно озабочены собой. И тогда гипертонический криз "скажет", например, так: "Остынь! Ты слишком раздражителен", а приступ стенокардии властно "заявит": "Притормози! Ты много хочешь". Такой внутренний диалог поможет правильно осмыслить, быстрее устранить и не допустить болезнь впредь. Он окажет хорошую услугу – станет шагом к выздоровлению. Если же мы поспешим отделаться от сигналов организма, "заглушим" их лекарствами, то неизбежно скатимся к примитивной, механистической медицине типа "От головы – анальгин, от живота – но-шпа". Но разве от этого кто-нибудь выиграет?

Константин ЗОРИН, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

23.06.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама