В связи с изучением проблемы соотношения свободы выражения мнений и уважения религиозных чувств Комитетом по культуре, науке и образованию Парламентской Ассамблеи Совета Европы проводились соответствующие слушания, после которых в повестке дня летней сессии ПАСЕ (26 30 июня 2006 года) был заявлен специальный доклад по этой проблеме.
Накануне сессии ПАСЕ Представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) направил письмо председателю Комитета ПАСЕ по культуре, науке и образованию Жаку Лежандру, в котором представил свое видение обсуждаемой проблемы.
Игумен Филарет отметил, что Комитет серьезно подошел к этой актуальной сейчас проблеме и попытался учесть разные точки зрения, в том числе и представителей религий. В частности, на последние слушания в Париже был приглашен представитель Русской Православной Церкви епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
Приветствуя эту позицию Комитета, Представитель Московского Патриархата в письме к Председателю обратил внимание на некоторые аспекты, важные, с его точки зрения, для понимания позиции религиозных сообществ.
В письме отмечается, что "общество, уважающее свободу, должно стремиться к консенсусу, опирающемуся на уважение к любым убеждениям других людей, как религиозным, так и нерелигиозным", однако "общественные конфликты последнего времени, в ходе которых одни и те же действия рассматривались, с одной стороны, как проявления свободы выражения убеждений, а с другой, как оскорбление чувств верующих, а, следовательно, как неуважение к их убеждениям, свидетельствуют о том, что такой консенсус не является общественной реальностью и его только предстоит достичь".
Автор письма считает, что мнение, согласно которому "условием неконфликтного взаимоотношения между свободой выражения и свободой религиозной веры является признание светского характера общества в целом", приводит к тому, что свобода вероисповедания по существу ограничивается областью частной жизни человека, а в обществе "доминируют секулярные мировоззрения и идеологии".
Представитель Русской Церкви считает необходимым признать новизну нынешней ситуации, когда "многие представители религиозных объединений и сторонники религиозного мировоззрения не хотят быть насильно исключенными из общего демократического пространства, быть пораженными в правах по сравнению с другими общественными группами". Публичные выражения этой позиции представителей религий не только свидетельствуют об этом, но и становятся причиной того, что "бóльшую остроту приобретают и публичные выражения взглядов, оппозиционных религиозным убеждениям и практикам".
Автор письма считает "безусловно правильной" такую постановку обсуждаемой проблемы, когда участники дискуссии пытаются провести "некую разделительную черту, которая позволила бы определить, где кончается свобода выражения и начинается оскорбление чувств верующих". С его точки зрения, эти усилия будут продуктивными при выполнении двух условий. Во-первых, "необходимо стремление преодолеть сложившуюся асимметрию в реализации свободы выражения секулярных убеждений и выражения убеждений религиозных, когда первая обладает явными преимуществами". Во-вторых, необходимо общее осознание того, что "современное европейское общество в отличие от государства нельзя рассматривать как исключительно светское, ибо его полноправными членами являются люди, придерживающиеся различных религиозных убеждений, и в том числе такие, для которых их религиозная приверженность является высшей, а потому определяющей ценностью".
В письме обращается внимание и на другой аспект проблемы, касающийся реализации прав и свобод человека: "Право является всеобщим, тогда как реализация прав индивидуальной; правовые нормы формальны, а их реализация наполнена ценностным содержанием. То, что порождает конфликт в сфере применения равных прав на свободу выражения, лежит в сфере ценностей".
С точки зрения автора письма, "факты публичного столкновения религиозных и светских ценностей принуждают нас к более глубокому осмыслению и обсуждению парадигмы прав человека и принципа ценностного плюрализма. Необходимо добиваться того, чтобы принцип и механизм соблюдения универсальных прав и свобод был подтвержден и актуализирован на ином уровне, соответствующем нынешней динамике общественной и религиозной жизни".
Игумен Филарет считает, что "только сознательное самоограничение свободы выражения со стороны приверженцев секулярных мировоззрений и критиков религии, прежде всего в том, что касается формы выражения своих мнений, может создать основу для законных требований уважать свободу совести, мировоззренческого и религиозного выбора, адресуемых приверженцам религий".
В связи с этим он обращает внимание участников обсуждения на то, что общественные коллизии, имеющие религиозную природу, хотя нередко и используются в политических целях, но как правило раздуваются политическими силами экстремистского и радикалистского толка, что "заставляет задаться вопросом о том, какова связь проблемы свободы выражения и уважения религиозных чувств с разными формами экстремизма вообще".
Близкими к экстремизму, с точки зрения Представителя Московского Патриархата, можно считать некоторые "проявления, характерные для современной художественной среды, а также журналистского сообщества". Ведь сами представители и так называемого актуального искусства, и масс-медия нередко заявляют о том, что их акции, которые были восприняты как обвинения в неуважении и оскорблении религиозных чувств верующих, имели целью либо "скандал", либо некий шок, который должен был "вызвать общественную дискуссию".
В этой связи автор письма задается вопросом: "Настолько уместно подобное провоцирование реакции со стороны общества?" С этой точки зрения, подобные сознательные действия "никак нельзя признать соответствующим духу принципов прав человека и уважения к достоинству человеческой личности".
В заключение своего обращения Представитель Русской Православной Церкви предложил Председателю Комитета ПАСЕ по культуре, науке и образованию "включить в соответствующую резолюцию специальный пункт о необходимости привлечения на регулярной основе к подобным дискуссиям в Совете Европы экспертов от традиционных для Европы религиозных сообществ".
В письму также обращается внимание на то, что Русская Православная Церковь в течение ряда лет принимает активное участие в общественной дискуссии о правах человека и достоинстве личности и что одним из результатов этой работы стала соответствующая Декларация, принятая на Всемирном Русском Народном Соборе в Москве в 2006 году.
Источник: Представительство РПЦ в Страсбурге