ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мусульманская интеллектуальная элита сегодня

Муктедар Хан :: 06 июля 2006

Диалог между мощным Западом и слабым исламским миром сегодня может служить одной цели: убедить мусульманскую элиту признать превосходство западных ценностей и принять их, за что им будет дана возможность войти в мировую элиту.

Это, однако, маловероятно, ибо ясно, что новая разновидность мусульманской элиты успешно противостоит интеграции в Запад.

Некоторые западные ученые, такие как Сэм Хантингтон и Пол Кеннеди из Йельского университета, считают, что Запад движется к упадку. Они опасаются того, что разрыв между Западом и остальным миром сокращается настолько, что это ставит под угрозу его гегемонию.

Судя по темпам экономического роста стран тихоокеанского бассейна и Китая, в материальном отношении, пожалуй, именно это и происходит. Нефтедобывающие страны слабы, и теперь их безопасность полностью зависит от Запада. Традиционные мусульманские государства в наше время представляют собой бледные тени того, чем они были десятилетием раньше. В Пакистане царит разброд и беспорядки, так же как и в Алжире. В чем тогда состоит источник той силы, которая позволяет некоторым мусульманам противостоять гегемонии и вести диалог с Западом?

Я утверждаю, что такой силой является растущее моральное и интеллектуальное единство определенных частей мусульманского мира. Она – в появлении новой исламской интеллектуальной элиты и в их способности генерировать новые идеи, которые одновременно придают им силы и освобождают из интеллектуального плена, в котором находятся светские интеллектуалы и традиционные улемы.

Усиливающееся в рядах некоторых мусульман убеждение, что решение их проблем должно приходить изнутри, позволило им избавиться от того комплекса неполноценности, который поразил мусульман со времен колонизации. Мысль о том, что решение несет в себе Ислам, постепенно усиливает политическое единение и придает моральную силу множащимся легионам исламских деятелей.

Победы, регулярно одерживаемые контргегемонистскими силами, такие как иранская революция, успех в пробуждении Судана, успешная политика, проводимая в Турции, и уверенность в Малайзии – все это упрочивает убеждение в том, что мусульмане должны взять свою судьбу в собственные руки. У мусульман не будет ни плана Маршалла, ни специальных отношений, какие были с "Израилем (который получил свыше $75 млрд в виде помощи от Соединенных Штатов, что в четыре с половиной раза превышало помощь, оказанную Европе по плану Маршалла).

Само по себе намерение полагаться только на себя приносит опыт освобождения и придает силы. Кроме того, это намерение является свидетельством зрелости.

Таким образом, даже без видимого наращивания своих возможностей мусульмане превратились в более мощное, чем прежде, сообщество. Новый источник силы исламские силы обрели в наличии "образованной элиты" и в собственной воле к саморазвитию.

В наше время мусульмане совершили необычайный подвиг. Им удалось преодолеть цивилизационные границы, как физические, так и эпистемологические. Все большее число мусульман лучше ориентируются в учениях Мухаммада и Маркса, в работах Ибн Халдуна и Канта, Хибермаса и Ахмада Ибн Ханбаля, Фуко и Фараби, чем их современники на Западе.

Нужно признать, что и среди западных ученых имеется несколько знатоков Ислама, демонстрирующих редкую способность выхода за пределы собственного культурного контекста и постижения Ислама. Я имел удовольствие и честь работать с двумя из них – Джоном Эспозито и Джоном Воллом.

Но, несмотря на оказываемое ими огромное воздействие, такие ученые являются исключением, а не нормой. Именно способность понимать исламское наследие вкупе с когнитивной способностью конструктивного и критического участия в западных философских дискурсах является главным источником силы современного мусульманина-интеллектуала.

Однажды я спросил египетского философа Хасана Ханафи: как мы узнаем о завершении процесса деколонизации? И он ответил мне: "Муктадар, это случится, когда мы станем знающими существами". Профессор Ханафи, я думаю, мы уже приближаемся к такому состоянию.

Наличие образованной элиты, знающей и умеющей разбираться в многообразии эпистемологии и философских традиций и в то же время четко сознающей собственную принадлежность, является ясным свидетельством присутствия "знающих существ".

Именно это явление – возникновение "новых улемов (термин Джона Эспозито) порождает дискурсивное равновесие сил, несмотря на огромный дисбаланс материальных ресурсов. Если Запад сможет разглядеть эту новую сторону исламской цивилизации, тогда возможности ведения диалога станут весьма реальными.

Но для этого Западу необходимо признать в исламском общественно-политическом движении легитимную силу, т.е. рассматривать его как истинное стремление миллионов обитателей мусульманского мира жить по правилам Ислама, а не как выражение экстремизма меньшинства.

Источник: АНН

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама