ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Слухи о смерти религии в Германии преувеличены

18 июля 2006

В США бытует расхожее мнение, что Западная Европа превратилась в безнадёжно языческий континент. Действительно современные немцы, скандинавы, голландцы, британцы и французы посещают богослужения гораздо реже чем американцы. Но согласно другим индикаторам ситуация с церковной жизнью в Старом Свете не столь печальна, как может показаться на первый взгляд. Более того, в последнее время в Европе появляется всё больше признаков нарождающегося религиозного обновления и возвращения к христианским ценностям.

Отреставрированная церковь Frauenkirche в Дрездене была освящена 30 октября 2005 года, в то воскресенье, когда западный христианский мир праздновал День Реформации. С тех пор, как церковь впервые распахнула двери перед посетителями, нечто удивительное творится в этом самом большом протестантском соборе на немецкой земле. Уже более миллиона человек посетили величественный храм, выполненный в стиле барокко. Большинство посетителей – немцы из бывшей восточной Германии, которая была практически дехристианизирована за 56 лет сменяющихся атеистических диктатур – сначала гитлеровской, а потом марксистской. Однако было бы ошибочно полагать, что немецкие туристы приехали сюда только полюбоваться архитектурным ансамблем и внутренним убранством храма.

По словам церковного представителя по связям с общественностью Гриты Яндуры (Grit Jandura), не менее трети посетителей остаются в церкви, чтобы принять участие в одном из ежедневных богослужений. Каждый будний день в храме служится две литургии, которые включают пение духовных гимнов, проповедь и органную музыку. Примечательно, что во время первого богослужения – оно начинается в полдень – все 1800 мест в церкви, как правило, заняты. Яблоку негде упасть и во время двух воскресных служб, которые за короткий срок стали чуть ли не самыми многолюдными во всей Германии.

Согласно Йосту Хазельхофу (Jost Hasselhoff), официально представляющего клир церкви, в настоящее время при Frauenkirche не покладая рук трудятся десять пасторов, которые ежедневно ведут душепопечительские беседы с посетителями, отвечают на многочисленные вопросы о вере, а порою слушают и исповеди. В первую пасхальную ночь в соборе были крещены 18 взрослых. Большинство из них выросли в обстановке всепроникающего атеизма бывшей ГДР, но вернулись в лоно церкви окольным путём, который хорошо знаком восточным немцам и другим европейцам. "Зачастую родители не желают, чтобы их дети росли в той обстановке безбожия и бездуховности, в которой они воспитывались сами. Вот почему взрослые уже люди начинают серьёзно изучать основы христианской веры, посещают классы по катехизации и в конце-концов принимают крещение – порою одновременно с детьми," – поясняет Клаус Каден (Klaus Kaden), бывший епископ из близлежащего городка Пирна.

Пожалуй, было бы преждевременно говорить о событиях последних лет как о заре великого духовного пробуждения в Европе. Однако европейские теологи и религиоведы сходятся во мнении, что перед нашим взором предстаёт удивительная духовная тенденция. В предпасхальную ночь десятки тысяч взрослых людей принимают крещение во всех уголках Старого Света, даже во Франции – самой светской стране Западной Европы. Причём число крещаемых растёт год от года.

По словам бывшего вице-ректора Католического университета Парижа Жана Жоншере (Jean Joncheray) в последнее время классы катехизации для взрослых во многих приходах Франции пользуются такой популярностью, что попасть на них можно только по предварительной записи. В самом университете курсы по христианскому богословию укомплектованы до максимума. "Заметьте, подавляющее большинство студентов идут на эти курсы не потому, что стремятся стать священниками. Они просто хотят получить духовное образование," – подчёркивает г-н Жоншере.

На протяжении нескольких лет Пауль М. Цуленер (Paul M. Zulehner), декан католической богословской семинарии при Венском университете и видный религиозный социолог, наблюдает заметное пробуждение интереса к "духовности" в большинстве урбанистических центров Европы. Отмечая, что происходящее не обязательно знаменует собой начало массового религиозного возрождения, он одновременно подчёркивает, что игнорировать этот интерес к христианскому учению в странах Западной Европы тоже нельзя.

Данные последних лет, похоже, подтверждают известный тезис американского богослова и социолога Алвина Шмидта (Alvin Schmidt), что религиозность на Западе с незапамятных времён была подвержена циклическому развитию. Причём религиозные циклы на двух берегах Атлантики явно идут асинхронно. Невольно напрашивается вопрос: можно ли предположить, что Старый Свет вступил в период религиозного возрождения, незамеченный до сих пор в США по той простой причине, что американские и европейские социологи оперируют разными показателями религиозности?

Европейские специалисты полагают, что объективный анализ религиозной веры в той или иной стране нельзя строить исключительно на основе данных о еженедельном посещении богослужений. Действительно, в США около 40% всех христиан ходит на богослужение хотя бы раз в неделю, в то время как в Германии их доля составляет лишь 9%. Но эта статистика не даёт всеобъемлющего представления о влиянии веры на повседневное поведение человека. Возьмём, к примеру, непростой вопрос абортов. Согласно международным статистическим данным, средняя американка решается на аборт в три раза чаще чем немка. В то время как половина всех американских семей распадается (причём процент разведённых среди евангельских христиан США даже превышает среднестатистический по стране), в Германии "лишь" 41% мужей и жён подают на развод.

Это правда, что европейские средства массовой информации зачастую высмеивают христианство. Однако по словам пастора Альбрехта Иммануэля Герцога (Albrecht Immanuel Herzog), который руководит лютеранским издательством в Баварии, "нам в Германии незнакомы те грубые антихристианские выпады, столь характерные ныне для многих гуманитарных ВУЗов США". Например, недавно профессор кафедры журналистики одного известного американского университета на Среднем Западе запретил своим студентам, проходящим стажировку во Франции, писать рефераты о религиозном положении в этой стране. "Трудно представить, что в похожей ситуации немецкий профессор проявил бы такую косность взглядов," – считает пастор из Баварии.

В то время как американцам говорят, что они гораздо более сильные верующие в сравнении со своими европейскими собратьями; объективные социологические исследования не фиксируют разительных отличий в духовной сфере между США и Западной Европой. Разумеется, на западном побережье Атлантики редко встретишь убеждённого атеиста; но когда американцев попросили описать Бога, лишь 69% из них согласились с утверждением, что Он – всеведущий и всемогущий Творец, которому поклоняются христиане и иудеи. Примечательно, что такой же ответ дали 70% западных немцев (практически зеркальный результат!) и даже 60% французов. В восточных землях ФРГ в силу известных исторических обстоятельств у людей более расплывчатые представления о Боге.

По словам д-ра Ренате Кёхер (Renate Köcher), директора ведущей немецкой организации по изучению общественного мнения Institut für Demoskopie Allensbach, в современной Германии наблюдается ярко выраженная тенденция пробуждающегося интереса к религии. К примеру, за последние десять лет доля немцев, которые по их собственному признанию находят утешение и укрепление в религиозной вере, возросло с 35 до 42%. Причём относительный рост религиозности был особенно заметен среди молодёжи – с 18 до 26%.

На протяжении долгого времени молодые немцы привычно выказывали крайне низкое уважение к призванию пастора и священника. Однако согласно последним социологическим исследованиям, сегодня призвание на пастырское служение в глазах молодёжи Германии стоит на почётном втором месте, сразу после престижной профессии медика. Если в 1995 г. 30% немцев с недоверием относились к протестантским деноминациями и 45% – к римо-католической церкви, то к 2005 году число скептиков снизилось до 24% и 43% соответственно.

За последнее десятилетие у доброй трети немцев развился живой интерес к вопросам веры и религии, против 24% в недалёком прошлом. В то время как в середине 90-х годов 32% жителей Германии заявляли о полном равнодушии к религии, ныне такой позиции придерживается менее четверти опрошенных.

Возвращение к религии в Германии особенно заметно на политической сцене. Казалось бы, ещё вчера бывший канцлер Герхард Шрёдер и несколько членов его кабинета всколыхнули широкую немецкую общественность, намеренно опустив из своей инаугурационной клятвы традиционное словосочетание "и да поможет мне Бог". Ныне на смену Шрёдеру пришла убеждённая лютеранка, лидер христиан-демократов Ангела Меркель. И вот теперь немецкая общественность живо обсуждает смелое исповедание христианской веры, сделанное министром по делам семьи Урсулой фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen).

Министр фон дер Ляйен – врач, экономист и ко всему прочему мать семерых детей. Не так давно она предстала перед журналистами в сопровождении архиепископа Берлинского кардинала Георга Стержинского (Georg Sterzinsky) и епископа Марго Кесманн (Margot Käßmann), под чьим управлением находится огромная по территории евангельско-лютеранская епархия Ганновера. Неожиданно для собравшихся г-жа фон дер Ляйен объявила о принятии "завета по воспитанию детей", основанному на христианских ценностях. Нечто подобное трудно себе представить в США даже при администрации Джорджа Буша-младшего.

Как и следовало ожидать, это событие вызвало шквал откликов в немецкой прессе. Некоторые комментаторы гневно вопрошали, что же сталось с принципом отделения церкви от государства, явно забывая, что данный принцип никогда строго не применялся в Германии, чья Конституция в самом первом предложении провозглашает ответственность немецкого народа "пред Богом и человеком". Но похоже, как любят говорить сами немцы, поезд уже ушёл. Как и во Франции, где два года назад газета "Le Figaro" опубликовала восьмисерийную подборку статей под общим заголовком "Возвращение христианского интеллектуала", общественные деятели современной Германии более не стыдятся своей веры.

Сказанное особенно истинно в отношении популярного немецкого президента Хорста Кёллера, который часто заканчивает свои публичные выступления словами "Боже, благослови Германию". Несколько перефразировав Марка Твена, мы можем с уверенностью сказать – слухи о смерти религии в Германии были несколько преувеличены.

Источник: Baznica

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама