ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Зона отчуждения

Британская пресса о росте исламизма в стране и его причинах

Станислав Минин :: 07 сентября 2006

В Великобритании вновь, как и год назад, говорят и пишут о радикализации мусульман.

"Уолтемстан" – так британские журналисты окрестили район Уолтемстоу в восточном Лондоне, место компактного проживания мусульман – выходцев преимущественно из Южной Азии. После того как британские спецслужбы в конце июля заявили о том, что им удалось предотвратить серию терактов на авиатранспорте, на Уолтемстоу обрушились полицейские рейды. Серия арестов – и СМИ вновь, как и год назад после терактов в Лондоне, заговорили о радикализации британских мусульман, о том, насколько выходцы из исламских стран интегрированы в британское общество. "Уолтемстан" – своеобразный ярлык, наклеенный СМИ на изолированное этнокультурное и религиозное сообщество.

Действительно ли такое сообщество существует в современной Великобритании? Являются ли социальное или культурное отчуждение причинами для радикализации мусульман?

Писатель и сценарист Ванесса Уолтерс на страницах газеты "Guardian" пишет о низком уровне жизни в восточных районах Лондона, о преступности и наркомании, неполных семьях. По ее словам, для многих жителей того же Уолтемстоу религия – "одна из немногих возможностей вырваться из круга безысходности и преступности". "Примерами для молодых людей становятся футболист Эшли Коул, рэп-исполнитель Кано и Пророк Мухаммед. Неужели так сложно понять, что для подростка без каких-либо целей в жизни, без стабильности в семье религия или культура, пропагандируемая MTV, – это искушение или ответ на все вопросы?!" – пишет Уолтерс.

В то же время обозреватели "Daily Telegraph" отмечают, что среди мусульман, задержанных по подозрению в подготовке терактов на авиалайнерах, далеко не все являются социально обездоленными. Это и студенты университетов, и дети бизнесменов, архитекторов, служащих. Таким образом, можно сделать вывод, что не социальное положение толкает мусульманскую молодежь на радикальный путь.

Газета "The Observer" предполагает, что речь может идти об общем недовольстве мусульман проамериканской внешней политикой Великобритании. По мнению одного из британских имамов, прокомментировавших ситуацию для издания, "мусульманская молодежь в Британии теряет веру в демократические институты, и нет ничего удивительного в том, что они стремятся найти выход своему гневу и разочарованности". Кстати, в правительстве Великобритании не считают, что между британской внешней политикой и ростом экстремизма есть связь. Так, в середине августа представитель британского МИДа Ким Хоуэллс критически отозвался о содержании открытого письма ряда мусульманских деятелей и членов лейбористской партии, утверждавших, что поддержка инициатив Буша угрожает жизни британцев.

Телерадиовещательная корпорация BBC, в свою очередь, попыталась рассмотреть эту проблему исходя из иных социологических параметров: смотрят ли выходцы из мусульманских стран британские телеканалы, а если нет, то не отвергают ли они тем самым британскую культуру? Документалист Навид Ахтар (автор вышедшего в прошлом году фильма "Мусульмане, юные и злые"), выходец из Пакистана, рассказал, что передачи, которые он сам готовит для британского телевидения, не вызывают интереса даже среди его родственников, "предпочитающих в это время смотреть исламские кабельные каналы".

Иэн Ридер, профессор Ланкастерского университета, заявил газете "The Observer", что исламские телеканалы в Британии "дистанцируются от нормальных социальных контактов и создают замкнутые сообщества, в которых господствует ярый фанатизм". Все это – порождение неудовлетворенности британским обществом, отчуждения и агрессии по отношению к социуму.

В то же время социологические опросы, на которые ссылается BBC, показывают, что мусульманская молодежь, владеющая английским языком, предпочитает смотреть британское телевидение. И, по словам социолога Юнаса Самада, профессора Брэдфордского университета, именно такое приобщение к западной культуре оказывает прямое воздействие на процесс радикализации молодежи. Как рассказывает Самад, когда ученые спрашивают у молодых радикалов, откуда у них эти экстремистские идеи, то в ответ они слышат: "Мы просто смотрим ваше британское телевидение!"

Рост исламистских настроений среди молодых мусульман в Британии – реакция на те образы западной действительности, которые в изобилии предлагают им СМИ. Получается, что корни радикализма – не в сознательном уходе из "чужой" реальности в свой узкий этнокультурный мирок, а, напротив, в максимальном приобщении к плодам "враждебной" цивилизации.

Стоит процитировать слова мусульманки Сафины Заман, сестры одного из задержанных во время полицейских рейдов, которые приводит "Daily Telegraph". "Мой брат любит жареную рыбу с картошкой (традиционное британское блюдо. – "НГР"), он болеет за футбольную команду "Ливерпуль" и смотрит британские телепередачи. Боже милостивый, ведь он даже хотел пойти работать судебным экспертом в полицию после окончания университета!" – говорит Сафина. Казалось бы, что может ярче свидетельствовать об интеграции в британское общество, чем любовь к футболу, традиционной пище и местному телевидению?! И тем не менее полиция подозревает Вахида Замана в принадлежности к исламистской организации и подготовке терактов.

Как пишет та же газета, мусульманская молодежь "не ощущает близости с тем, что говорят набожные, но старомодные имамы, и легко поддается чарам радикалов, ждущих у ворот мечети, пока закончится молитва". Бывший член исламистской организации "Хизб ут-Тахрир" Шираз Махер заявил изданию, что мечети "не могут предложить молодым мусульманам эффективного лидерства, и возникающий вакуум в настоящий момент могут заполнить лишь экстремисты". Пропаганда радикалов действенна как среди образованной молодежи, так и среди маргиналов: первые приобщаются к исламистским идеям в университетах (исламских или даже светских – в особенности это касается студентов, изучающих информационные технологии), вторые – в тюрьмах.

Примечательно, что не только выходцы из мусульманских стран и их потомки подвержены влиянию исламистской идеологии. "Daily Telegraph" приводит пример Ричарда Рида, сына ямайского эмигранта и англичанки, который в 2001 г. пронес взрывное устройство на борт трансатлантического лайнера и намеревался привести его в действие. Именно исламизм позволил Риду, маргиналу, выходцу из неблагополучной семьи, обнаружить новую идентичность и дал ему возможность отомстить "несправедливому обществу".

Исламизм превращается в идеологию для борцов с социальной несправедливостью? Он становится своего рода альтернативой коммунизму? Теряет свою этнорелигиозную привязку, превращается в гибкую систему идей для каждого, вне зависимости от положения в обществе, образования и национальности? Пример Британии показывает, что именно это и происходит. И дать однозначный ответ на вопрос, где искать корни исламизма, в этой ситуации просто невозможно.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама