В недалеком будущем все силовые структуры обретут так называемые общественные советы. Указ об их образовании, подписанный Президентом РФ 5 августа сего года, имеет сложное название: "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам". В скором времени на основании этого указа будет выработан порядок формирования советов.
Предполагается, что предложения по созданию общественных советов и кадровому составу должны исходить от Общественной палаты. После этого предложенные кандидатуры утвердят главы министерств и ведомств. Финансирование и прочее материальное обеспечение деятельности каждого совета лягут на то ведомство, при котором он создается. Общественные советы будут представлять собой общественные палаты в миниатюре со своей, характерной для каждого ведомства спецификой.
Решение о создании общественных структур при силовых министерствах и ведомствах, которые на фоне продолжающихся дискуссий о "дедовщине" и прочих проявлениях неуставных отношений находятся под пристальным вниманием всего общества, не может не радовать. Подобные аналоги существуют во многих западных странах. И поскольку, помимо контроля над расходованием бюджетных средств, в задачи общественных советов входит и оздоровление морального климата в воинских частях, и снижение преступности, неизбежно встает вопрос об участии в работе новых структур представителей религиозных организаций. С вопросом о возможном введении в составы общественных советов при силовых ведомствах, и прежде всего при Министерстве обороны, священнослужителей мы обратились к заместителю председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями иерею Михаилу Васильеву.
"Мы считаем, говорит о. Михаил, что сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации священники уже участвуют в решении проблем, связанных с дисциплинарными вопросами, повышением мотивации к военной службе, адаптацией к военной службе как солдат-срочников, так и тех, кто служит на контрактной основе. Кроме этого, священнослужители Русской Православной Церкви проводят большую работу с ветеранами и членами семей военнослужащих". По словам священника, такая работа на сегодняшний день ведется в 789 гарнизонах Министерства обороны. При этом в 420 гарнизонах построены храмы. Нередко храмовые комплексы находятся за КПП, но местное приходское духовенство в значительной степени также ориентировано на военнослужащих. Ведь именно последние составляют большую часть их прихожан.
Отвечая на поставленный выше вопрос о возможном членстве священнослужителей в общественных советах при силовых ведомствах, представитель Московского Патриархата ответил положительно. "Церковь, заявил он, всегда была государствообразующей структурой. И сегодня, сохраняя культурную и духовную идентичность нации, она не может остаться вне процесса формирования взаимодействия общества с Вооруженными Силами. Поэтому мы считаем естественным и правильным участие Церкви в работе общественных советов силовых ведомств. Ведь прецедент уже существует. Так, например, три церковных иерарха принимают активное участие в работе Общественной палаты Российской Федерации".
Очевидно, что участие в советах священнослужителей действительно могло бы в значительной мере повысить эффективность деятельности этих структур. Весьма вероятно, что, помимо улучшения морального климата в армии, официальное присутствие священника в составе общественной инстанции частично решило бы и проблему того, что не все призывники не желают служить. Как показывает практика последних лет, многие матери стремятся отдать своих сыновей на службу в те части, где есть духовное окормление. Да и сами призывники, узнав о том, что в подразделении "есть батюшка" , уже не пытаются во что бы то ни стало "откосить". Вопрос о членстве представителей духовенства в составе общественных советов необходимо решать уже сейчас, пока механизм создания и функционирования этих органов еще только разрабатывается. Не исключено, что это станет еще одним шагом к введению в Российской армии института военных священников. В противном случае стремление Церкви к нравственному преображению общества вновь останется нереализованным, а российские военнослужащие будут по-прежнему с чувством доброй зависти смотреть на своих зарубежных коллег. Ведь "там" человек в погонах не чувствует себя ущемленным в своем конституционном праве на свободу вероисповедания. Он имеет возможность практически принадлежать к религии, положения которой разделяет, и без отрыва от службы участвовать в обрядах и таинствах своей конфессии. Такая же ситуация существовала и в армии дореволюционной России.
07.09.2006
Источник: Красная звезда