ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Публицист Сергей Худиев размышляет о событиях в Кондопоге

Сергей Худиев :: 08 сентября 2006

Стоит попробовать рассмотреть карельские события "без злобы к кому либо и с состраданием ко всем", поскольку злобы мы наблюдаем предостаточно – как по отношению к "черным", с одной стороны, так по отношению к страшным русским расистам и ксенофобам. Одни полагают, что все чеченцы – это такие опасные прямоходящие хищники, от которых можно и нужно избавляться любыми средствами, и похваляют не только народный сход с требованиями к властям (вполне уместное и законное действие) но и последующие поджоги; другие видят в чеченцах жертв страшной русской ксенофобии.

Первая точка зрения преобладает в частных высказываниях; вторая – в СМИ, они обе подпитывают друг друга. "Толерантная" пропаганда, которая отвечает на реальную боль и реальную обеспокоенность людей только тем, что обвиняет их в шовинизме и ксенофобии, делает для пробуждения разрушительной ярости даже больше, чем пропаганда прямо расисткая.

Я не думаю, что язвы общества могут быть уврачеваны "толерантной" пропагандой – и уж тем более, расисткой. Я думаю, что исцеления нужна истина; и я полагаю, что истина по данному вопросу состоит в том, что хотя не существует "плохих" народов, существуют народы, в среде которых – на данном этапе их истории – есть плохие обычаи.

В некоторые исторические периоды в некоторых культурах (возможно, во всех, но мы уже забыли, когда это было с нами) существуют элементы, которые сильно затрудняют их сосуществование с другими. Два заметных исторических примера – викинги и, до определенного момента, шотландцы. Викинги, когда европейцам приходилось иметь с ними дело, были отнюдь не романтическими фигурами, истасканными по сьемочным площадкам и рок-сценам, а страшными бандитами – "И от жестокости норманнов избавь нас, Господи". Храбросердые же шотладцы на протяжении столетий были ужасом североанглийских поселян, и даже когда английские империалисты желали оставить свободолюбивый народ в покое, бо головной боли у них и на континенте хватало, а вот войск часто не хватало катастрофически, им это не удавалось – шотландские бандиты не собирались оставлять в покое Англию. За буйным набегом следовал карательный поход, зверства английской военщины, попытки поставить местную знать под контроль – до следующего буйного набега. Неудивительно, что между этими соседними народами существовала острая неприязнь. Как в XVIII веке выразился один английский острослов, "даже шотландца можно сделать похожим на человека – если отловить его достаточно молодым".

Так продолжалось веками, пока шотландцев не замирили – боюсь, что не все методы, которые при этом применялись, одобрил бы лорд Джадд – и они стали выказывать легендарную свою воинственность уже на службе Британской Империи. Сейчас Шотладия – совершенно мирная, безопасная и цветущая часть Великобритании. При этом шотландцы не были вырезаны, не были депортированы куда-нибудь в колонии, они сохранили свою национальную идентичность, известные во всем мире шотландские фольклорные коллективы продолжают петь про шотландскую храбрость – но угрозы ни для соседей, ни для самих себя они больше не представляют.

Ектенья об избавлении от жестокости норманнов тоже больше не входит в чин мессы – и это внушает определенный оптимизм и в нашем случае.

Эти "набеговые культуры" со временем (и при некоторой помощи горячо заинтересованных соседей) утратили свою "набеговость" – но сам феномен таких культур есть историческая реальность. Эта реальность не означает, что скандинавы или шотландцы – бандиты от природы или вообще опасные прямоходящие хищники. Она означает, что существуют обычаи, представления и нормы поведения, которые народы должны оставлять в прошлом.

Я хотел бы избежать всякой неясности – я не считаю всех чеченцев бандитами, и кого мне в этой ситуации по-настоящему жалко, так это тех чеченцев, которые хотели бы просто жить и работать, никому не угрожая и не подвергаясь угрозам.

Однако в чеченской культуре есть элементы, поощряющие именно бандитов – и давайте признаем, что именно это создает – и будет создавать – жестокие проблемы и самим чеченцам, и их соседям.

Боюсь, что на даже фоне вообще непростых отношений между постсоветскими народами чеченцы стоят несколько особняком; даже в тех странах, где их принимают с горячим сочуствием – в Польше, в Бельгии – у них возникают серьезные проблемы в отношениях с местным населением и с законом. Я еще раз подчеркну, что полагаю чеченцев разными людьми – однако как у общности у них сложилась крайне плохая репутация.

Мы – ни чеченцы, ни все остальные – ничего не выиграем, и никак не поможем установлению мира, если будем игнорировать эту реальность.

Поэтому преодоление ксенофобии – а, отбросив околосказания, ненависти по отношению к чеченцам, требует ответственности обеих сторон. Толерантность не может быть односторонней; чеченцы должны принять на себя ответственность за исправление нравов в своей среде. Это не люди XXI века должны провалиться в эпоху викингов; это люди из эпохи викингов должны научиться жить в XXI веке.

Ясно, что среди русских есть расисты; но свести проблему к "ксенофобии большинства" – значит сделать ее нерешаемой. Тем более нерешаемой ее делают попытки лгать, чтобы вписаться в заданную схему "расисткое большинство притесняет кроткое меньшинство". Когда журналист Олег Кашин пишет, что "русское большинство наконец-то начало резать нерусское меньшинство" это просто диаметрально противоположно истине – резали как раз русских, причем не просто случайно убили в драке, намереваясь избить, ранить или запугать, а именно резали с намерением убить. Это не повод приходить в боевое исступление – исступленных и без того хватает – но давайте при решении реальных проблем исходить из реальных фактов. "Антирасисткое" вранье не менее вредоносно, чем расисткое, и, на самом деле, только укрепляет позиции тех самых воинствующих националистов, против которых его, вроде бы, направляют.

Безответственные призывы Егора Холмогорова, которые обличает Кашин, другая сторона проблемы. Но давайте не будем делать вид, что у проблемы есть только эта сторона. Это не принесет никакой пользы ни русским, ни чеченцам, ни нашей стране в целом.

Сострадание к чеченскому народу должно проявляться не в лжи, а в правде, правде, в которой чеченцы нуждаются. Если мы искренне желаем чеченцам мира и безопасности – а я желаю им именно этого – мы должны указать на то, что они никогда не обретут ни того, ни другого, пока некоторые обычаи, существующие в их среде, не изчезнут.

Давайте посмотрим правде в глаза: пока чеченцы будут вновь и вновь заявлять о себе организованной – и при этом насильственной и жестокой – преступностью, их соседи не будут слушать никаких проповедей толерантности. Я сейчас думаю не о том, кого обвинить; я думаю о том, как решить проблему.

Я всегда был – и буду – против любых форм коллективного обвинения и коллективного наказания. Когда жители Кондапоги требуют изгнания всех чеченцев без расмотрения их личных вин – это несправедливо. Но люди там пекутся не о справедливости; они пекутся о безопасности. Они видят в чеченцах смертельную угрозу, от которой хотят избавиться. И для того, чтобы люди перестали видеть в чеченцах угрозу, нужно не только внушать русским идею, что чеченцы – мирные, законопослушные граждане и хорошие соседи. Нужно, чтобы действительность убеждала их в том, что это правда.

Пока из чеченской среды будут исходить буйные набеги, ответные удары будут накрывать как самих разбойников, так и их соплеменников вообще; несправедливо, неизбирательно, да – но такова реальность. Единственный способ обезопасить чеченское сообщество – это с разбойниками и разбоем покончить.

Те, кто пытаются сводить проблему к русской (польской, бельгийской etc.) ксенофобии, игнорируя проблемы в поведении самих чеченцев, оказывают чеченцам медвежью услугу.

Это только отдаляет то время, когда чеченцы, вслед за скандинавами и шотландцами, уже не будут никем восприниматься как угроза.

я уже закончил этот текст, и думал, стоит ли его выкладывать, когда получил рассылку, показывающию пример того, что не может принести пользы:

Международная Хельсинская Федерация по Правам Человека (МХФ) и Московская Хельсинская Группа (МХГ) осуждают этнически мотивированные беспорядки, прошедшие на выходных в городе Кондопога, Республика Карелия Российской Федерации, и призывают к незамедлительным и эффективным мерам по привлечению к ответственности тех, кто инициировал и участвовал в насилии.

Как ясно из дальнейшего текста, насилие – это поджоги торговых точек, принадлежащих выходцам с Кавказа. Поджоги, конечно, оправдать нельзя – но в Кондопоге произошли и гораздо более жестокие акты насилия, нанесение увечий и убийства, причем на глазах у бездействующих сотрудников милиции. Почему-то они столь же гневной реакции не вызывают – и, боюсь, это обусловлено именно этническим происхождением жертв; если бы это русские у той же "Чайки" таким образом обошлись с чеченцами, можно не сомневаться, что реакция была бы другой.

Вообще-то такое разное отношение к разным этническим группам называется расовой дискриминацией; а люди, которые его практикуют – расистами. Антирусские расисты из "Ассоциации по обучению в области прав человека" в этическом плане не отличаются от антикавказских расистов, а вот в плане эффективности по части разжигания экстремистких настроений они их явно превосходят. Испускать крики ненависти в надежде, что их подхватят – не очень эффективно. Поорут и перестанут, я знал людей, которые поорав про "черных", потом устыжались и извинялись. А вот внушать людям, что теперь они у себя дома существа третьего сорта, и кровь их ничего не стоит, а вот над ними есть существа высшего порядка, по сравнению с которыми они весьма ничтожны и в глазах своего государства, и в глазах международной общественности, ратующей за права человека – это значит по-настоящему озлоблять граждан. Я верю в то, что настанет время, когда чеченский народ будет жить в процветании и мире со своими соседями и искренне желаю ему этого. Вот только для этого чеченцам – и всем искренним друзьям чеченцев – надо осознать проблемы в чеченском поведении.

Источник: Baznica

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама