ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

20 или 350 лет?

Православие на Калининградской земле имеет глубокие корни

Галина Винницкая :: 13 сентября 2006

В этом году исполнилось 20 лет с того дня, как в Калининграде была зарегистрирована первая община православных христиан, начался официальный отсчет пребывания в самой западной области России Русской православной церкви Московского патриархата. Но это вовсе не значит, что православных людей здесь раньше не было.

Иконостас вернули в Калининград

Как известно, в 1756-1763 годах восточная часть Прусского королевства в результате поражения в Семилетней войне с Российской империей отошла победителю в качестве территориального трофея.

Таким образом, в Кенигсберге, где к тому моменту уже почти два с половиной столетия господствовала протестантская религия, появилось много русских людей. А православных церквей в столице Восточной Пруссии не было вообще.

Выход на первое время нашли в использовании походных церквей. Первые службы проводились на территории Королевского замка.

В начале 1759 года тогдашний генерал-губернатор Восточной Пруссии Корф обратился к императрице Елизавете I с просьбой "отправить в Кенигсберг, Пиллау и Мемель по одной церкви с надлежащей церковной утварью". Четыре года спустя архимандрит Ефрем прибывает в Кенигсберг, где ему на выбор предложили шесть помещений для устройства православной церкви.

Выбор священнослужителей пал на самую старую кенигсбергскую церковь, известную с 1256 года – совместную лютеранско-католическую кирху св. Николая в Штайндамме. (Она была до основания разрушена во время одного из налетов английской авиации в 1944 году. Располагалась в сквере неподалеку от гостиницы "Калининград" на современном Ленинском проспекте.)

4 сентября 1760 года в торжественной обстановке при большом стечении горожан состоялось освящение церкви. В январе 1761 года в должность генерал-губернатора вступил Василий Иванович Суворов, отец будущего великого полководца Александра Суворова. В период своего губернаторства он подарил церкви иконостас, специально по его заказу изготовленный в России. Его история очень интересна – в 1945 году иконостас был вывезен в Германию. Затем долгое время он принадлежал храмам при русских дипломатических представительствах – в Стокгольме, Берлине и Гамбурге. В послереволюционное время хранителем иконостаса в Германии было Свято-Князь-Владимирское братство.

В 1996 году при содействии председателя правления братства известного публициста Глеба Александровича Papa и МИДа России реликвия возвращена в Россию, спустя некоторое время после реставрации в центре им.Грабаря иконостас был привезен в Калининград.

Староверы

В 1762 году на российском престоле воцарился Петр III, явный сторонник прусского короля Фридриха Великого. Семилетняя война закончилась, и вскоре русские войска были выведены из Пруссии. Церковь в Штайндамме была возвращена прежним владельцам.

Но история православия в Восточной Пруссии на этом не закончилась. Сюда вскоре стали приезжать старообрядцы, спасаясь от преследований, которым они подвергались в Российской империи, особенно при императрице Екатерине II.

В самом Кенигсберге им обосноваться не удалось. Они расселялись в сельской местности, жили сплоченными общинами, доходившими до 100 и более человек, занимались в основном сельским хозяйством.

Венчал тайно

Уже с 1947 года постоянно следовали обращения к местным властям с просьбой о регистрации православных приходов. Создавались инициативные группы, направлялись письма к Святейшему Патриарху (тогда Алексию I) и руководителям страны. Но власти упорно не хотели регистрировать православный приход. Главной причиной такой "упертости", видимо, было то, что область ввиду сложившихся причин была на 100 процентов атеистической. Хотя, например, молельный дом баптистов был зарегистрирован еще в 1956 году, что лишний раз подчеркивало антиправославную направленность политики тогдашней власти.

В то время в Калининграде и области родился ранее нигде в России не отмечавшийся феномен – посещение кладбищ в день Святой Пасхи. Люди таким образом хоть как-то стремились легализовать свою веру. Самые решительные ездили отмечать церковные праздники в соседнюю Литву – в Кибартай, Клайпеду, где были действующие православные церкви.

Попадающие в наш край священники полулегально пытались организовать общины без регистрации. Совершались даже таинства венчания – при наглухо закрытых дверях, на частных квартирах.

20 лет на калининградской земле

В 1985 году Политбюро ЦК КПСС был объявлен курс на перестройку, стало немного свободнее дышать и православным в Калининградской области.

Очередное обращение с просьбой зарегистрировать общину было удовлетворено. Историческое событие свершилось 4 июля 1985 года. Калининград структурно присоединился к Смоленской епархии, возглавлял которую энергичный архиепископ Кирилл.

12 сентября 1985 года в обыкновенном здании на ул.Третьяковской, дом 3, владыкой Кириллом было проведено первое в истории области архиерейское богослужение. Почему в столь необычных условиях? Дело в том, что, хотя приход и был создан, выделять православным помещение никто из властей предержащих не спешил. Одна из прихожанок, бабушка Анна, предоставила для собрания верующих свой дом, здесь первоначально и проходили службы, которые проводил выпускник семинарии Троице-Сергиевой Лавры Анатолий Колосов, уроженец Калининграда.

Спустя год появился первый храм

Через некоторое время верующим была передана Юдиттенкирха на окраине города в Октябрьском районе. Вернее, то, что от нее осталось. Поначалу у многих энтузиастов после одного взгляда на эти развалины опускались руки. В таком плачевном состоянии было здание, где ныне находится главная церковь Свято-Никольского женского монастыря, самый первый православный храм на послевоенной новой российской территории – Калининградской области.

Церковь начали строить, что называется, всем миром. 19 декабря 1986 года на день Николы зимнего владыка Кирилл освятил храм при большом стечении людей, приехавших на праздник со всех концов области.

В последующие два-три года в ведение епархии передаются помещения бывших кирх, в советское время использовавшихся как склады, спортзалы, магазины. Регистрируются приходы в Черняховске, Советске, Краснознаменске.

Большой толчок "православному ренессансу" в Янтарном крае, как и по всей России, дал 1988 год, в котором отмечалось 1000-летие введения христианства на Руси. Один Никольский храм уже не мог вместить всех желающих прийти на службу не только в праздники, но и в будни, поэтому в 1989 году открывается Крестовоздвиженский собор на "острове", через год – церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московском районе. В 1991 году здание Понарт-кирхи (Балтийский район), в котором до этого был школьный спортзал, передается православному приходу церкви Рождества Богородицы и освящается 21 сентября 1992 года. Этот храм сразу становится своеобразным штабом по проведению в жизнь казавшейся в те времена почти безумной идеи – строительства большого собора в центре города. Уже в 1993 году митрополитом Кириллом принимается решение начать работы по осуществлению этого проекта. Параллельно велось создание приходов и обустройство православных храмов (в основном, в бывших лютеранских кирхах) во всех районах города и области. В Калининграде появляются церкви Архангела Гавриила на старом кладбище, Герасима Болдинского на ул.Колхозной. При Никольском храме организуется подворье в пос.Изобильном.

В 1995 году был проведен опрос: "Нужен ли нам собор?". Подавляющее большинство калининградцев высказались за строительство храма в центре города. После такой поддержки населения вопрос был окончательно решен, 15 мая 1996 года макет будущего храма представили Патриарху Алексию II и получили его благословение на строительство. Дефолт 1998 года почти на три года приостановил работу на стройке. До этого момента успели вырыть котлован, забить сваи и практически полностью оборудовать три подземных этажа.

Только с 2001 года строительство по-настоящему возобновляется. И, наконец, 3 июля 2005 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вместе с девятью архиереями из епархий Русской православной церкви в России и из-за границы провел трехчасовую Божественную литургию с чином Малого освящения собора. В минувшие выходные в храме Христа Спасителя состоялся Великий чин освящения.


На сегодняшний день из 140 религиозных объединений в Калининградской области Русской православной церкви принадлежит 45 общин. В Калининграде располагаются следующие церкви: Свято-Никольский, Кресто-Воздвиженский соборы, храм Покрова Божьей Матери, малый храм Христа Спасителя, храм-часовня Святого Гавриила, храм-часовня Георгия Победоносца. В каждом районе области есть православные приходы. Так, в Черняховске располагается Свято-Михайловский собор, в Гвардейске – храм Иоанна Предтечи, в Правдинске – храм Святого Георгия Победоносца, в Балтийске – Морской собор, в Краснознаменске – храм Апостолов Петра и Павла. В большинстве случаев под православные храмы используются бывшие лютеранские кирхи и католические церкви. Но ведется и православное храмостроительство. Самые крупные из них – храм Благовещения в Светлом и храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Багратионовске – освящены и действуют.

12.09.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама